Урок изобразительного искусства в 5 классе «Греческая керамика. Сюжеты и стили росписи»


Конспект урока

по изобразительному искусству в 5 классе


Шайхиева Надежда Ивановна,

учитель изобразительного искусства

высшей категории

МОБУ СОШ№3 им.Ю.Гагарина
г.Таганрога Ростовской области

Тема урока: «Греческая керамика: сюжеты и стили росписи».







































Греческая керамика.

Цель урока:

  1. Закрепить свои знания об основных видах древнегреческих ваз.

  2. Познакомиться со стилями и сюжетами древнегреческой вазописи.

  3. Воспитывать в себе нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

  4. Развивать творческую фантазию.

Задачи урока:

  • Совершенствовать навыки работы в технике аппликация;

  • Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;

  • Закрепить технические навыки работы гуашью.

Оборудование:

Материалы: кисти , гуашь, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда, цв. бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, различных форм сосудов, изображением одежды древних греков

Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера, стихотворение О.Тарутин «Что я видел в Эрмитаже», стихи В.Брюсова «Эгейские вазы».

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия — танец “Сиртаки”.



Слайд 2.

Учитель:

Эпиграфом к уроку будут слова Гомера:

Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный,
Пусть зрители увидят твое искусство.
(звучит музыка «Сиртаки»)

Слайд 3.

Учитель:

Сегодня мы с вами будем говорить о стране, которая подарила миру величественные памятники архитектуры-храмы, скульпторов, произведениями которых люди любуются и в наше время. Эту страну мы можем назвать матерью олимпийских игр. Благодаря ней мы знаем множество интересных мифов и легенд. О какой стране идет речь?

Ученик: Это Греция.

Учитель:

В Древней Греции живопись почиталась наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой что и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту. Самым ярким отблеском греческой живописи является сегодня керамика, дошедшая до нас в многочисленных, хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.

Проблема урока: Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике.

Слайд 4.

Учитель:

Что такое керамика?

Ученик: Керамика – это изделие из обожженной глины.

Звучит стихотворение В.Брюсова «Эгейские вазы».

Они пленительны и нежны,

Они изысканно — небрежны,

То гармонически — размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

|Арибаллы и самый малый

Каликий, все – живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

Глубокий мрак тысячелетий,

Расходится при этом свете!

И преданья мира – немы!

Как стих божественной поэмы,

Как вечно ценные алмазы,

Гласят раздробленные вазы,

Что их творец, хотя б на миг,

Все тайны вечности постиг.

Слайд 5.

Учитель:

Что характерно для древнегреческой керамики?

Ученик: Многообразие форм.

Учитель:

Греки во всем следовали закону функциональности. Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить, для чего использовались некоторые из этих ваз.

Слайд 6.

Учитель:

  Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.

Ученик: Амфора. 

Слайд 7.

Учитель:

За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.

Ученик: Гидрия.

Слайд 8.

Учитель:

Этот сосуд объемный. Он удобен для смешивания жидкости. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками.

Ученик: Кратер.

Слайд 9.

Учитель:

Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками.

Ученик: Килик.

Слайд 10.

Учитель:

Покажите на слайде составные части кувшина.

Ученики показывают на слайде: устье, ручка, ножка, тулово, шейка.

Учитель:

Давайте вспомним, как называют узор, предназначенный для украшения предметов?

Ученик: Орнамент.

Учитель:

Какие виды орнамента вы знаете?

Ученик: Геометрический, растительный, зооморфный (животные), антропоморфный (человек).

Слайд 11.

Древнегреческие вазы геометрического стиля.

Учитель:

Геометрический стиль.

Линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется — МЕАНДР.

Слайд 12.

Ковровый стиль.

Ковровый стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. ПАЛЬМЕТТА – стилизованное изображение пальмового листа и БУТОН ЛОТОСА. Это знак мира и любви.

Слайд 13.

Чернофигурный стиль.

Рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовей или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались. Чернофигурная роспись отличалась декоративность и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения.

Слайд 14.

Краснофигурный стиль.

На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.

Слайд 15.

Учитель:

Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили?

Ученик: Геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.

Слайд 16.

Сюжеты древнегреческой вазописи.

Учитель:

И каждая ваза с рисунком – рассказом. В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались.

Слайды 17-20.

Учитель:

Послушайте стихотворение «Античные вазы» в исполнении учащегося.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза с рисунком-рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры… А это… А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

  • Ахилл и Аякс, играющие в кости.

  • Древнегреческие актеры.

  • Ахилл, убивающий царицу амазонок.

  • Борьба атлетов.

Слайд 21.

Учитель:

Какие сюжеты для росписи использовали древнегреческие художники?

Ученик:

Сцены повседневной жизни.

Легенды и мифы.

Спортивные состязания атлетов.

Учитель:

Ребята, задание вы будете выполнять в группах. Перед вами шаблоны древнегреческих сосудов, разной формы.

  1. Определите, для чего ваза могла быть использована?

  2. В соответствии с ее назначением выберите сюжет для ее украшения;

  3. Цветовую палитру ограничьте до 2-х, 3-х цветов.

  4. Каждая творческая группа представит свою работу.

Во время выполнения задания звучит музыка «Сиртаки».

Учитель:

Ребята, вспомните, о чем мы говорили и попытайтесь сформулировать тему урока.

Предполагаемый ответ ученика:

Греческая керамика. Сюжеты и стили росписи.

Слайд 22.

Греческая керамика. Сюжеты и стили росписи

Молодцы.

Спасибо за внимание.













Список литературы:

1.О. Тарутин «Античные вазы» сборник “Что я видел в Эрмитаже”. Ленинград. Издательство: «Детская литература»1989 г.

2. В.Брюсова «Эгейские вазы» из сборника «Сны человечества».Москва.

Художественная литература. 1973 г.

Интернет-ресурсы:

http://venividi.ru/node/22493

http://flowerpot.ru/article/72/

http://www.greece4all.ru/podarokizgrecii/vchemosobennostgrecheskojkeramiki.html

http://www.archdesignfoto.com/britanskijmuzejprazdnuetvetomgodu-250-letnijyubilejsodnyaotkrytiyafoto.html

http://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoenasledstvo.html

http://arttobuild.ru/index.php?Itemid=1&id=1465&option=com_content&task=view































9


Свежие документы:  Конспект урока развития речи "Что лучше: реальные письма или электронные?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: