Урок по теме: «Мир природы. Анималистический жанр»


Тема: Мир природы. Анималистический жанр


Цель: Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного

Задачи

  1. Познакомить учащихся с анималистическим жанром;

  2. Развивать наблюдательность, умение подмечать характерные черты портретуемого животного;

  3. Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд:    мультимедийная презентация с произведениями Е.И. Чарушина, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина

 

Ход урока

1.Организационный момент

2. Основной этап

1.Послушайте текст и определите тему нашего урока.

Удивителен и разнообразен мир вокруг нас. Он наполнен удивительными запахами, цветами и звуками. А ещё нас окружают четвероногие, пушистые, зубастые, травоядные, хищные…

Конечно, животные! В лесу, в степи, пустыне, а ещё рядом с нами живут наши младшие братья, живут с начала существования жизни на Земле.

  • Первые наскальные рисунки первобытных людей. Что они изображали?

  • Почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

Животное — это источник жизни для человека в древнем мире. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него. В прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

— Изображения каких животных нам оставил древний мир?

В древнем мире изображения животных были символичны.

  • Сфинкс — олицетворение единства животного и человека.

  • В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой — кентавра.

  • Кошка символизировала мудрость и грацию, лев — силу и ярость.

Итак, какой вывод по беседе мы можем сделать? (Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве)

Появился отдельный жанр, который получил название анималистический. Художники-анималисты воспевает удивительный мир живой природы.

Посмотрите на слайды и назовите имена художников – анималистов. (Леонардо да Винчи, Е.И. Чарушин, А. Дюрер, В. Серов, В. Ватагин)

Посмотрите на произведения В.А. Ватагина. Охарактеризуйте их. (Животные в произведениях В.А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска и многое другое).

Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных, между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

Художник Е. Рачев широко использует прием очеловечивания животных при создании сказочных или сатирических образов.

Анималистический жанр есть и в литературе. Вспомните басни Крылова, произведения В. Бианки, того же Е. Чарушина.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка».

Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…»

Ребята, а для чего художники обращаются к этому жанру.

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними, как например Е. Чарушин, который приходил в зоопарк рано утром и наблюдал за повадками и поведением животных.

2. Практическая часть.

Задание: выполнить наброски домашних животных по памяти в различном эмоциональном состоянии. Рисунок в графике

Задание дифференцированное.

1. рисуем самостоятельно

2. рисуем с опорой на схему (поэтапное рисование)

3. помощь одноклассника, учителя

Объяснение выполнения задания.

1.Анализ основных форм частей.

2.Уточнение характерных движений.

3.Ознакомление с поведением и способами передвижения животных.

4.Особенности внешнего вида.

5.Изучение среды обитания.

Последовательность выполнения работы:

  1. Намечается общая величина с учетом компоновки;

  2. Уточняется пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела: туловища, шеи, головы, ног, хвоста;

  3. Прорисовывание отдельных частей и уточнение рисунка;

  4. Завершение работы

  5. Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок.

Итоги урока.

Просмотр рисунков, анализ удачных работ, оценка.

Требования к работам:

Анатомически верные части тела;

Соблюдение пропорций;

Достаточно крупный размер в листе;

Передача движения;

Работа над мелкими деталями /шерсть, глаза…/.

Общая выразительность, завершенность работы.

Уборка рабочих мест.





Список использованной литературы


Живопись: Энциклопедия // Москва., 1999;
 
Плотникова Н. Энциклопедия искусства // Москва., РОСМЭН- 2007;
 

Педагогическое творчество № 9 // А.В. Мерзлов — 2007; 

Ссылки: 

https://my.mail.ru/community/mira-mirina/tag/%f3%f0%ee%ea%e8%20%f0%e8%f1%ee%e2%e0%ed%e8%ff
https://www.artunframed.com/rembrandt_2.htm
 
https://www.nuip.net/
 
https:// Best Referat.ru
 
https://raskraska.narod.ru/animals/monkey.html
 

https://detirisuyut.ru/risunok-dereva-po-etapam.html

https://luntiki.ru/blog/risunok/421.html

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "ЭТА ЗАГАДОЧНО-ПРИЧУДЛИВАЯ ДЫМКА"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: