Беседы о самом важном. Опыт совместного чтения новеллы Ф.Павлофф «Коричневое утро»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1384

имени А.А.Леманского







Беседы о самом важном

Опыт совместного чтения новеллы

Ф.Павлофф «Коричневое утро»










Петрухина Юлия Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











Москва — 2013




Строго говоря этот материал не является методической разработкой. Урок произошел спонтанно, не был запланирован и вызван был острой необходимостью. Тем не менее я хотела бы поделиться этим опытом с заинтересованными коллегами и всеми теми, кому небезразлично наше будущее.

Объясню подробнее. 8 класс, на уроке литературы нам предстояло обсудить рассказ А.И.Куприна «Гамбринус». Как обычно перед началом обсуждения задаю вопрос о восприятии прочитанного: «Понравилось ли вам произведение? Почему?» Кого-то тронуло, понравилось, взволновало. Но вдруг такой ответ: «Мне рассказ не понравился. Там главный герой — еврей, и автор его защищает. Получается, что он обиженный, несчастный, да еще и гордый. А он просто жид…» Немая сцена… Еще двое поддержали эту позицию. Что делать?

В этот момент я поняла, что ничего случайного в жизни не происходит: накануне я купила книжку «Коричневое утро», автор Франк Павлофф. Заинтересовалась я этой новеллой, когда узнала о ее презентации на русском языке на 13 Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction. Павлофф приезжал в Россию, анонсируя мероприятия с его участием, «Русский журнал» опубликовал следующую информацию: «Франк Павлофф ─ известный французский писатель, правозащитник и социальный психолог, открытый широкому кругу читателей благодаря маленькой коричневой книге «Коричневое утро». «Коричневое утро» ─ это манифест против политического единомыслия, метафора «коричневых рубашек» ─ прозвища, данного штурмовым отрядам СА… Феномен антифашистской новеллы «Коричневое утро» Франка Павлофф действительно впечатляет: книжечка в 12 страниц и стоимостью в 1 евро ─ вот уже больше 10 лет в списке бестселлеров во Франции, выдержала больше 40 переизданий, а общий тираж превышает 1 500 000 экземпляров. «Детская антифашистская книга?! – спросите вы. — Такое может быть?!» Да. Должно быть. Сейчас «Коричневое утро» обсуждают в образовательных учреждениях 25 стран мира.» )

И вот эта книга лежит на моем учительском столе. Именно сегодня, когда она так нужна. Куприн подождет. Сегодня мы знакомимся с творчеством современного французского автора.

Я прочитала ребятам вслух «Коричневое утро», благо на чтение потребовалось не более 10 минут. А затем мы говорили, думали и даже сочиняли. И домашнее задание получили. Некоторое время спустя юноша, инициировавший этот разговор, подошел ко мне со словами извинения и предложением провести классный час, посвященный поэме Е.Евтушенко «Бабий яр». Это главный итог, по-моему.

Предлагаю план (почти стенограмму) нашего импровизационного урока. Следует отметить, что понятие о жанрах у восьмиклассников есть, творческая работа по сочинению синквейна им знакома и привычна. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящего из пяти нерифмованных строк. Оно создается по следующим правилам:

Свежие документы:  Конспект урока информатики на тему «Файл. Файловая система»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – короткое предложение

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним).

Подобный вид творческого задания позволяет подвести итог занятия, компактно и емко выразить мысль.

Презентация сделана позже, на всякий случай – может пригодиться и мне, и коллегам.

План беседы



Учитель




Примерные ответы учеников

Как вы понимаете смысл термина новелла? Что характерно для этого жанра?

Новелла (итал. novella — «новость») — повествовательный эпический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка.

Чтение текста новеллы «Коричневое утро»


Что удивило при прослушивании новеллы?

Спокойный тон повествования в финале становится очень напряженным, трагическим.

Неожиданный финал.

Несерьезная, на первый взгляд, книжка оказывается очень умной, заставляет подумать.

Какие образы, детали произвели наибольшее впечатление?

Мальчик, оплакивающий своего белого пуделя.

Сцена ареста Чарли (он ведь ни в чем не виновен!)

Последняя фраза рассказа.

Как вы представляете себе главного героя?

Это простой человек, обыватель, любящий посмотреть футбол, выпить кофе или пива с приятелем. Он держит кота, живет в своем маленьком привычном мире, особо не задумываясь о глобальных проблемах. Он законопослушен и верит в разумность требований свыше иметь только коричневых домашних животных и не подозревает об опасности.

Как изменяется его жизнь с введением новых порядков?

Сначала он даже не замечает, что мир вокруг него стремительно коричневеет, безопасная жизнь идет своим чередом. Но постепенно он замечает, что становится страшно, ведь когда-то у него был некоричневый кот.

Что приобретает коричневую окраску?

Это только кажется, что коричневеет только видимое (кошки, собаки, анисовый ликер, форма городской милиции). По воздействием «Коричневых Новостей» постепенно изменяются и его мысли. Он соглашается и боится.

Как эти изменения отражены в иллюстрациях?

Иллюстрации похожи на детские рисунки. Художник не ставит перед собой задачи реалистично изобразить мир. В них главное – цвет. Постепенно цвет уходит из иллюстраций. Изображение падающих с полки книг с «цветными» заголовками очень ярко отражает изменения, происходящие в обществе. В конце книги в иллюстрациях лишь только коричневый цвет, причем окрашены им знамена, как символ победы. На них буква К, так похожая на свастику.

Насколько фантастической кажется вам описанная ситуация?

На первый взгляд, история вымышленная. Но если подумать, то в ней много жизненного, правдивого. Как только появляется критерий, по которому можно вычленить «чужих», «не наших», начинается жестокость и террор.

Все молчали и соглашались, потому что не думали, что ситуация может коснуться каждого. По какому признаку будут выбирать завтра? Это все очень реалистично, злободневно.

Давайте вернемся к жанру произведения. Согласны ли вы, что это новелла?

Это скорее притча. Повествование о вымышленных событиях, опирающееся на реальность, имеющее глубокий общечеловеческий смысл, который передается через метафоры и аллегорические образы.

Эта притча носит антифашистский характер.

Как вы поняли название произведения?


Фашизм называют коричневой чумой. Утро – начало. Так начинается фашизм – с деления на «своих» и «чужих», с молчания, с согласия…

Итак, слово найдено. Антифашистская притча. Фашизм – слово знакомое всем. Поэзия поет о прекрасном и вечном. Но все же давайте попробуем сочинить синквейны с первым словом фашизм.

Фашизм

Жестокий, страшный

Выбирает, запугивает, карает.

Это коричневая чума человечества.

Истребление.



Фашизм

Коричневый, незаметный

Заставляет, пугает. Убивает.

Не поддайся этой идее!

Убийство.



Фашизм

Вездесущий, пугающий

Унижает непохожих людей.

Следующим можешь быть ты.

Бумеранг.

(Приведены лучшие работы)

Вспомните, с чего начался сегодняшний урок литературы. Нужен ли нам был сегодняшний разговор?

Да, нужен. Национальность может стать критерием фашистского отбора людей. В истории тому много примеров. Герой рассказа Куприна Сашка – еврей. Но это ничуть не умаляет его человеческих достоинств, таланта. Нельзя судить о человеке по его национальности.



Домашнее задание: отредактировать синквейны. Индивидуальные задания: подготовить информационное сообщение, почему коричневый считается цветом фашизма, найти в словарях значение слов фашизм, нацизм, геноцид, Холокост, конформизм.

Список использованных ресурсов

1.https://chitalka.kompasgid.ru/?page_id=184

2. https://www.morebo.ru/interv/item/1353315788664

3. https://lib.rus.ec/a/185985

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: