Использование теории ТРИЗ на уроках русского языка и литературного чтения при сочинении загадок.
ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач часто используют творческие педагоги. Обучение детей творчеству пробуждает у детей желание учиться, творить. Творчество дает яркий, привлекательный и новый результат. ТРИЗ дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое т.е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами.
Предлагаю несколько приемов сочинения загадок, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка. На материале загадок можно решить ряд методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. На уроке русского языка сочинение загадок помогут закрепить части речи, более глубже понять правила постановки вопросов к частям речи.
Попробуем сочинить загадку о зеркале.
Первый способ.
Чем отличается? (но не…) | |
На озеро | Нет воды |
На стекло | Не прозрачное |
На поверхность самовара | Размытое отражение |
Получилась загадка: Оно похоже на озеро, но не содержит воды; брат стекла, но не прозрачное; похоже на поверхность самовара, но не имеет размытого изображения. Что это?
Тем же способом придумаем загадку об указке.
Чем отличается? (но не…) | |
На карандаш | Не может писать |
На палку | ровная |
гвоздь | Не железная |
Получилась загадка: Как карандаш, но писать не может; похожа на палку, но ее поверхность ровная; острая как гвоздь, но выполнена не из железа. Что это?
Назвал бы «Карандаш», да не может писать;
Назвал бы «Палка», да поверхность ровная;
Сказал бы «Гвоздь», да выполнена не из железа.
Второй способ предполагает опору-табличку такого вида:
Что такое же? | |
Блестящее | самовар |
стеклянное | окно |
хрупкое | ваза |
Получилась загадка о зеркале: Блестящее, как самовар; стеклянное, как окно; хрупкое, как ваза.
Блестящее, но не самовар; стеклянное, но не окно; хрупкое, но не ваза.
Что такое же? | |
длинная | Нос Буратино |
острая | гвоздь |
деревянная | палка |
А это новый вариант загадки об указке: Длинная, как нос Буратино; острая, как гвоздь; деревянная, как палка.
Длинная, но не нос Буратино; острая, как гвоздь; деревянная, как палка.
Что такое же? | |
Показывает | телевизор |
отражает | вода |
блестит | Солнце (самовар) |
Загадка о зеркале:
Показывает изображение, но не телевизор;
Отражает, но не вода;
Блестит, но не солнце (самовар).
Что такое же? | |
указывает | Указательный палец |
Дружит со школьной доской | мел |
Помогает учителю | учебник |
Загадка об указке:
Указывает, но не указательный палец;
Дружит со школьной доской, но не мел;
Помогает учителю, но не учебник.
Варианты способов сочинения загадок еще не исчерпаны. Но вот еще один интересный прием. У каждого предмета можно выделить различные функции, главные и второстепенные, явные и скрытые. Каждый предмет может сообщить о себе ярко и загадочно. Придумать длинную загадку о зеркале:
«Я – портретооражалка и зайчикопускалка, радовалка и огорчалка…»
«Я и во все дела носотык, и остронос, буквоуказ и доскостук…»
«Я и дыртык и спиночес, и тестораскатка, и трубокрут, и рисовалка…» (Карандаш)
Способ творческого подхода к сочинению загадок предполагает создание творческих проектов, которые могут преследовать решение множества задач, которые решают проблему развития речи детей младшего школьного возраста.
Литература:
Нестеренко А. «Страна загадок».