Итоговое занятие (или внеклассное мероприятие) по теме «Басни И.А. Крылова» 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа 25 ст. Гурийской

МО Белореченский район Краснодарского края











Итоговое занятие (или внеклассное

мероприятие) в 6 классе по теме

«Басни И.А.Крылова»


Из опыта работы учителя русского языка и литературы Стрекаловой И.В.























2013 г.



Итоговое занятие (или внеклассное мероприятие) в 6 классе по теме «Басни И.А. Крылова» в форме интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ 25 ст. Гурийской Краснодарского края Стрекаловой И.В.


Цель: проверить уровень усвоенности учебных знаний по теме «Басни И.А. Крылова»; повторить теоретико-литературные понятия; развивать умение говорить точно и аргументированно; способствовать повышению интереса учащихся к творчеству И.А. Крылова.

Оформление: портрет И.А. Крылова, подборка книг баснописца, иллюстрации к басням, рисунки учащихся.

Оборудование: интерактивная доска или мультимедиа.

Сценарий занятия.

Вопросы для розыгрыша дорожек.

— что такое мораль в басне?

— каковы особенности жанра басни?

— назовите имя древнегреческого баснописца

— что такое аллегория?

— что такое эпитет?

— что такое метафора?

— что такое олицетворение?

— что такое антитеза?

— что такое сюжет?


Первый агон.

Ключевые слова к первому агону( на доске агонистам предлагаются по три слова, к которым постепенно, по мере выбора их участниками игры добавляются новые): «Осёл и Соловей», совет, полететь, «Листы и Корни», похвальба, возражение, мораль, «Ларчик», лесть.


«Осёл и Соловей»

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры (эти слова здесь и далее зачитываются вслух).

Вопрос: объясните смысл слова Аврора. (Богиня утренней зари).


— совет

Вопрос: у кого посоветовал учиться Соловью Осёл в басне «Осёл и Соловей»? (У петуха).


— полететь

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел…

Вопрос: куда полетел Соловей в басне «Осёл и Соловей»? (За тридевять земель).


— «Листы и Корни»

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептались…

Вопрос: объясните лексическое значение слова «зефиры». (Тёплые ветерки).


— похвальба

Вопрос: чем хвалились Листы из басни «Листы и Корни»?

(хвалились густотой, зелёностью своей…

мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же… насвистывает Соловей.)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»


— возражение

Вопрос: что возразили Листам Корни в басне «Листы и Корни»?

( Мы те,…

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас…

с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, —

Не станет дерева, ни вас.)


— мораль

Вопрос: в какой басне звучит мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей»? («Осёл и Соловей»).


— «Ларчик»

Вопрос: какова мораль в басне «Ларчик»? («А ларчик просто открывался»).


— лесть

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вопрос: объясните смысл морали в басне «Ворона и Лисица».



Второй агон

Ключевые слова ко второму агону: остановил, «Ворона и Лисица», «вскружилась голова», Муравей, «Стрекоза и Муравей», зверьё моё, спор и просьба, вывод, «Квартет».


— остановил

Вопрос: что остановило Лисицу, «бежавшую близёхонько», в басне «Ворона и Лисица»? («сырный дух»).


— «Ворона и Лисица»

Плутовка к дереву на цыпочках подходит…

Вопрос: объясните лексическое значение слова «плутовка».


— «вскружилась голова»

Вопрос: после каких слов Лисицы «вскружилась голова» у Вороны из басни «Ворона и Лисица»?

(голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!)


— Муравей

Вопрос: что советует Муравей Стрекозе в басне «Муравей и Стрекоза»? («так пойди же попляши»).


-«Стрекоза и Муравей»

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Вопрос: что означает слово «вешних»? (Весенних)


— зверьё моё

Вопрос: из каких зверей составлен квартет в басне «Квартет»? (Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка)


-спор и просьба

Вопрос: о чём спорили участники квартета из басни «Квартет» и о чём попросили Соловья? (Не так сидят, «скажи лишь, как нам сесть»)


— вывод

Вопрос: какой вывод делает Соловей из басни «Квартет»?

( …чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши, ваших понежней,-

а вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.)


— «Квартет»

Вопрос: что означает слово «квартет» из басни «Квартет»? (Четвёрка)


Третий агон

Ключевые слова к третьему агону: тройка, неудача, невежда, Свинья, «Свинья под дубом», «мало проку», «согласья нет».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Моя семья в истории Победы"


— тройка

Вопрос: кто вёз повозку с поклажей, которая не двигалась? (Лебедь, Рак и Щука)


— неудача

Вопрос: почему воз с поклажей в басне «Лебедь, Рак и Щука» никак не двигался? («Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду»)


— невежда

Вопрос: в какой басне употреблена мораль:

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды.

Не чувствуя, что он вкушает их плоды? («Свинья под дубом»)


— Свинья

Вопрос: кто возмутился поступком Свиньи в басне «Свинья под дубом»? (Ворон)


— «Свинья под дубом»

Пусть сохнет, — говорит Свинья, —

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я…

Вопрос: что означает слово «прок»? (Польза)


— «мало проку»

Вопрос: почему Свинья из басни «Свинья под дубом» видела в дубе «мало проку»? (Она не видела, что жёлуди, от которых она жиреет, растут на дубе)


— «согласья нет»

Вопрос: из какой басни эта мораль?

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Рак и Щука»)


Подводятся итоги игры, награждаются победители агонов и теоретики, заработавшие ордена.



Список литературы.

Материал из опыта работы учителя Стрекаловой И.В.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: