Конспект интегрированного урока литература + психология Лирика С. Есенина. Значение цвета в лирике С. Есенина


Конспект интегрированного урока литература + психология

Лирика С. Есенина.

Значение цвета в лирике С. Есенина.

Цели урока:

  1. Расширение представлений о восприятии цвета.

  2. Развитие способности чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание.

  3. Обогащение эстетической культуры учащихся.

Задачи:

  1. Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации).

  2. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание.

Ход урока.

П. – Сегодня на уроке мы проследим, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание на примере лирики С. Есенина. Увидим, как в зависимости от смысловой нагрузки одного и того же цвета меняется характер поэтических произведений, в которых этот цвет используется.


У. – Родина, Россия была для С. Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и синее что-то…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку…

— С Родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна берёзового ситца». Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивая её.


Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».

Берёза.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

1913

П. – Прочитайте стихотворение ещё раз. Какие цвета использовал поэт в этом стихотворении? Заполните таблицу.

Работа с таблицей.

Основные цвета: белый, серебряный, золотой.

Белый.

Символизирует чистоту, покой, радость, холод.

Серебряный.

Светло-серый + блеск = Торжественность, красота.

Золотой.

Жёлтый + блеск = Спокойствие, тепло.


У.Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Чтение стихотворения С. Есенина «Несказанное, синее, нежное…».


* * *

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.


Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.


Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.


Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Всё спокойно впивается в грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.


Разберёмся во всём, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.


Принимаю что было и не было,

Только жаль на тридцатом году –

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.


Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,

Так же гнётся, как в поле трава…

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова.


П. – Прочитайте стихотворение ещё раз. Какие цвета использовал поэт в этом стихотворении? Заполните таблицу.

Работа с таблицей.

Основные цвета: синий, золотой.

Синий символизирует светлую грусть, покой, нежность, веру.

Золотой символизирует прилив сил, жизненной энергии, благодать.


У. – Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия, и февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытается постигнуть происходящее, разобраться в нём.


Звучит песня «Отговорила роща золотая».

* * *

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник, —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.


Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.


Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.


И если время, ветром разметая,

Сгребает их всех в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.


П. – Прочитайте стихотворение. Какие цвета использовал поэт в этом стихотворении? Заполните таблицу.

Работа с таблицей.

Основные цвета: жёлтый, голубой, сиреневый, красный, золотой.

Жёлтый символизирует спокойствие, тепло.

Голубой символизирует духовность, отрешённость.

Сиреневый(синий + красный) символизирует

Красный символизирует любовь уходящую, никого не греющую.

Золотой символизирует золотую пору жизни поэта.


У.Своеобразно отношение Сергея Есенина к новой послереволюционной деревне и России. Во-первых, поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашают механическими звуками «железного коня», нарушает извечную гармонию человека с природой, что навсегда уходит избяная, патриархальная, патриархальная Русь. Не столько неприязнь к «чугуну и железу», сколько жалость к тому, что безвозвратно уходит, звучит в стихотворениях. Особенно в стихотворении «Я последний поэт деревни…».

Во-вторых, понятно, что великий поэт не мог оставаться в стороне от жизни. Какой же выход он находит? Есенин испытывает чувство горького сожаления, что стал чужим для новой деревни. Умом понимает, а сердцем не принимает. Он видит: жизнь на родине идёт не так, как он себе представлял.

Чтение стихотворения С. Есенина «Я последний поэт деревни…».


* * *

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берёз.


Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.


На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберёт его чёрная горсть.


Неживые, чужие ладони,

Этим песням при нас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.


Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Пропоют мой двенадцатый час!


П. – Прочитайте стихотворение. Какие цвета использовал поэт в этом стихотворении? Заполните таблицу.

Работа с таблицей.

Основные цвета: золотой, телесный, голубой, чёрный.

Чёрный символизирует неизвестность, конец, тьма, смерть.


Чтение стихотворения С. Есенина «Снежная равнина, белая луна…».


* * *

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер?

Уж не я ли сам?

1925

П. – Прочитайте стихотворение. Какие цвета использовал поэт в этом стихотворении? Заполните таблицу.

Работа с таблицей.

Основные цвета: белый.

Белый символизирует освобождение, покой, холод, пустоту.


Какие слова подтверждают символику белого цвета, найдите и прочитайте.


Слово и судьба…

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить.

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был…

М. Лермонтов, 1840 год, «Завещание». В 1841 году Николай Мартынов убил Лермонтова на дуэли. Мрачное пророчество поэта в отношении собственной жизни сбылось. Совпадение ли это? Предчувствие, интуиция?

Пушкин предрёк себе «памятник нерукотворный» без тени смущения, с полной уверенностью в том, что сказал. Второе столетие пророчество выполняется: в самом деле не заросла тропа народная.

Слово имеет духовную силу и власть. Слово имеет тенденцию к воплощению. Слово имеет свойства семени. Оно как и семя даёт всходы. У слова есть потенциал – способность производить изменения в среде. А средой для слова является сознание. В чужом сознании мы производим грандиозные изменения своим словами. Именно поэтому становятся похожими друг на друга те, кто близко общается. Слово имеет тенденцию сбываться. Что и подтверждают приведённые мною примеры.



Итоги урока.

Домашнее задание: проанализировать стихотворение С. Есенина, записать результаты в таблицу.



Фамилия, имя _______________________________класс_________дата_____________


Название

стихотворения.

Основные цвета.

Символика цвета.

Ваше настроение, чувства.

«Берёза».














«Несказанное, синее, нежное…».






«Отговорила роща золотая».




«Я последний поэт деревни…»




«Снежная равнина, белая луна…».







Свежие документы:  Сочинение на тему: "Изображение Руси в "Слове о полку Игореве""

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: