Конспект интегрированного урока по чтению и музыке во 2 классе «Сказка о царе Салтане»


Конспект интегрированного урока по чтению и музыке во 2 классе.



Тема: «Сказка о царе Салтане».





Цели: 1. развивать умение работать с текстом;

2.отрабатывать осмысленное и выразительное чтение;

3. развивать воображение посредством образного мышления;

4. развивать умение слушать музыку, понимать её характер.





Оборудование:

  1. проигрыватель;

  2. портреты А. С. Пушкина и Римского- Корсакова;

  3. иллюстрации к сказке;

  4. пластинки с муз. фрагментами.





Ход урока.

  1. Оргмомент. Объявление темы.

— Сегодняшний урок – заключительный: мы заканчиваем чтение сказки А. С. Пушкина.

Хочется услышать от вас выразительное и вдумчивое чтение.

  1. Опрос.

Чтение сказки цепочкой ( со с. 104 до конца )


  1. Работа над осмысленностью прочитанного

  1. Ответы на вопросы ( с. 111 № 6, № 8 )

-Во многих сказках рассказывается о борьбе добра и зла, в результате которого непременно побеждает добро. Это же мы видим в сказке Пушкина.

-Какие силы олицетворяют добро? А зло?

-Что объединяет народные сказки? ( присказка, зачин, концовка.)

-Напомните начало какой-нибудь сказки ( примеры )

-Найдём в сказке А. С. Пушкина присказку.

2. Чтение первой главы по ролям.

3. Чтение понравившегося отрывка ( 3-4 человека )

4. –Кто помнит концовку сказки ?

«Я там был: мёд, пиво пил-

И усы лишь обмочил.»

-Да, концовка написана в народном стиле.


  1. Знакомство с музыкой к сказке.

-Это произведение Пушкина очень близко к народным сказкам и в этом одно из неоценимых его достоинств. Язык сказки очень мелодичен, стихи звучат, музыка.

«Ты, волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна.»

Или:

«Лебедь нас к тебе прислала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.»

Не удивительно, что эта сказка привлекла внимание художников и композиторов.

Выдающийся композитор Н. А. Римский- Корсаков очень почитал талант А. С. Пушкина. Среди композиторов своего времени он занимал особое место. В его творчестве пышным цветом расцвела сказка. Композитор написал 15 опер и среди них оперы- сказки: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».

-Сегодня мы поговорим о музыке к сказке Пушкина о царе Салтане.


-Назовите три чуда, о которых слышал царь Гвидон, превращаясь то в комара, то в муху, то в шмеля.

( белочка, 33 богатыря, царевна- лебедь).

Открывается занавес и появляется изображение белочки. Читается отрывок ( с. 105 )

-Послушайте, как звучит музыкальный фрагмент.

( мелодия звучит высоко, звонко, весело, в быстром темпе. Легко можно представить маленькую сказочную белочку).

-Назовите второе чудо. Это 33 богатыря. ( открывается 2 картина ).

Пофантазируйте, какой может быть музыка. Читается отрывок. ( с. 99).

Музыка медленная, спокойная, звучит низко, слышна тяжёлая поступь богатырей, шум волн. Слушание.


Третье чудо- царевна- лебедь. Открывается картина.

-Слушайте внимательно и скажите, соответствует ли мелодия описанию её красоты?

(музыка нежная, плавная тихая ).


  1. Итог урока:

-Мне бы хотелось, чтобы вы ещё раз прочли конец сказки. ( с. 110).

-Что происходит в конце сказки?

( злые герои прощены, сказка заканчивается миром, весельем, свадьбой)


У А. С. Пушкина есть фраза, которая стала крылатой:

«Сказка – ложь, да в ней намёк:

Добрым молодцам урок».

Чему вас научили герои сказки?

( доброте, умению прощать, не обманывать, не завидовать )

-Можно ли сказать, что крылатая фраза из сказки стала пословицей?

( выражение меткое, мудрое ).


-Подберите, пожалуйста, пословицы о доброте, о зависти, о лжи.

Это и будет ваше домашнее задание.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Н. Богданов "Солдатская каша"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: