Конспект урока для 1 класса «произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата»











Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: произведения о животных.


Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата».


Подготовила и провела Учитель начальных классов

Скачкова Татьяна Михайловна



Тема: произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата»; Г. Снегирёв «Медвежата»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучающего чтения.

Цели:

Познавательные: — ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата»,

Г. Снегирёва «Медвежата»;

— осознанное восприятие литературного произведения;

— формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного

и прослушанного произведения;

— построение рассуждений;

Регулятивные: — планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи

мые действия, операции, действовать по плану;

— контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые

коррективы;

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,

искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в

общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

— осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с

учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: — положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

— желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся,

— осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

— участвовать в творческом процессе.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), фрагмент видеофильма, интерактивная доска.

для учащихся: учебник, карточки для парной работы, смайлики для определения настроения










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Оргмомент

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

-С каким настроением пришли на урок?

— Спасибо! Начинаем урок.






Показ смайлика.


2.
































3.























4.








































































































5.

















6.

Актуализация знаний.































Подготовка учащихся к усвоению новых знаний




















Формирование новых знаний.







































































































Первичное закрепление
















Стадия рефлексии.





















Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.

Слайд №2


-Чему учимся на уроках литературного чтения?


— С чего начнём урок?

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча», «Пушинка», « Цветок».

2. Работа по таблице гласных.

Слайд №3

а) открытый слог

а о у ы и э (беззвучно, шёпотом, громко ).

б) Произнесите согласные звуки вместе с гласными:

АО — ОУ — УЫ — ЫИ — ИЭ

АОУ — УЫИ — ИЭА

МИ — МИ — МИД МЁ — МЁ — МЁД

МА — МА — МАД МЕ — МЕ — МЕД

МЮ — МЮ — МЮД МЯ — МЯ — МЯД

3. Чтение скороговорки:

Слайд№4.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком.

Повторение скороговорки на память с движениями рук.

— Закройте глаза, послушайте.

-Куда отправимся сегодня за новыми открытиями?

Слайд 5.

Сегодня мы с ребятами

В дремучий лес пойдём

Кто хочет в путь? Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмём!

— А кто научит нас слышать лесные разговоры, познакомит с жизнью лесных обитателей?

— Вспомните писателей, произведения которых мы уже читали о природе. У вас на столе карточки.

— Прочитайте фамилии авторов и заголовки произведений. Укажите кто что написал.

— Как будете работать? Почему?

( Приложение №1).

Оцените работу в паре.

Слайд 6





-Кроме известных вам писателей, есть ещё писатели, которые пишут о природе. Это Юрий Дмитриев и Геннадий Снегирев.

Слайд №7
















— Делом их жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам.


— А кто знает, где можно увидеть портреты писателей и почитать их рассказы?

(Выставляю ряд книг у доски Юрия Дмитриева и Геннадия Снегирева).

— И сегодня мы познакомимся с творчеством этих замечательных детских писателей.

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

— На уроке мы будем изучать интересные рассказы писателей о животных. Как мы работаем над новым произведением? (Составляем план).

План Слайд№8

1.Знакомство с авторами произведений.

2.Знакомство с произведением.

3.Работа над содержанием.

4. Контроль и оценка.

— Хотите узнать, о ком пойдёт речь на уроке?


Отгадайте загадку:

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мед-

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

 Лезет в яму до весны,

 Где он спит и видит сны.

Кто это?

— Докажите, что отгадкой является слово «медведь».

— Какие слова из загадки помогли отгадать загадку?

Что знаете о медведях?

— В жизни медведей происходит много интересного.

Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?

Определите тему урока!

  1. Изучение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата».

— Прочитайте, как Ю. Дмитриев назвал свой рассказ.

Предположите, о ком будет это произведение?

— Мы сейчас будем изучать рассказ, который написал Ю. Дмитриев.

Слайд№9.

— Прочитайте слова на слайде! Предположите, как могут развиваться события?

Первичное знакомство с произведением..

-Понравился рассказ?

— Почему автор назвал рассказ именно так?

-Какую картину представили, слушая рассказ?

— Захотелось вам ещё раз перечитать этот рассказ?— Кто хочет его прочитать вслух?

Слайд №10

Во время чтения отмечайте для себя, что уже знали, что новое для вас.

Обсуждение прочитанного с элементами выборочного чтения.

— Какими вам представляются медвежата?

— А когда они родятся? Какими?

— Зачитайте!

— Почему такие крошечные детёныши?

— А как написал об этом Ю. Дмитриев?

Зачитайте.

— Как вы думаете, в каких строчках рассказа автор спрятал главную мысль? Прочитайте. Объясните свой выбор.

— Как можно подписать эту иллюстрацию?

Подумайте. (Рядом с мамочкой).

Слайд№11.

— А как вы думаете, что произойдёт дальше с медвежатами?

-Хотите узнать?

2. Первичное ознакомительное чтение по абзацам рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата».

-Как будете работать? ( «Жужжащее чтение»).

-Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ продолжением рассказа Ю.Дмитриева? Почему?

— Что узнали нового из этого рассказа?

Слайд №12

А) Самостоятельное моделирование обложки.

Назовите жанр этих произведений.

— Сравните обложки. Что общего?

— Какая тема?

— Что общего в этих произведениях?

Как будете работать?





Б) Организация фронтальной устной работы у доски.

Подумайте, что же нового мы узнали сегодня на уроке? Оправдались ваши предположения?

Слайд№14

Составление коллективного синквейна «Медвежата».

Слайд

Медвежата.

Крошечные, маленькие, большие.

-Какие слова помогают «нарисовать» действия медвежат?

Родятся, питаются, растут, сидят, вылезли, увидели, научились, слижут.

Обобщение:

Зимой, весной и летом рядом с мамой медведицей.

Вывод: дикие звери — хищники

Слайд №13

— Малыши — зверята очень любопытные, любят шалить и играть. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек – своих прошлогодних детей. В медвежьей семье такую няньку называют пестун. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).


— В жизни бывают такие случаи, когда звери близко приходят к жилью человека, выходят на проезжую часть дороги. Как надо поступить в таком случае?

Помните! Лучше отнести корм животным в лес, не подходя близко к диким животным.

Читает ученик.







— Читать, рассуждать, говорить, слушать.

— С разминки.










Чтение вполголоса, правильно

Чтение с настроением:

-удивлённо, грустно, весело

Чтение губами, шёпотом, вслух.



Сопровождение чтения скороговорки руками.






Звучит музыка. (Журчит ручеёк, щебечут птицы, шумит лес).

В лес!


— Писатели, художники, поэты.






Работа в паре.

-Одна голова хорошо, а две лучше!



контролируют правильность проверки при помощи экрана.




Сообщение:

Ученик: Самым любимым занятием Ю.Дмитриева с детства было хождение в лес, в рощу. Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал их.


Ученик:


В библиотеке.






О животных.



По плану.








Выставка книг.








Ответы детей.

Ответы детей.



Произведения о животных.



Медвежата.

Ученики делают свои предположения.

Ученики делают свои прогнозы.







Учащиеся следят по тексту.





Выполняя задания, комментируют результат. Самопроверка с экрана.

Слушают вопрос, обдумывают, дают ответ, анализируют результат.







Зачитывают.



Самостоятельно.

Чтение статьи.

Соотносят иллюстрацию с эпизодом произведения.



Ответы детей.



Рассказ.






В




В группе.


Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем к доске идёт группа, которая справилась с заданием первой. (У каждой группы заготовки для модели обложки, дети выбирают нужное и приклеивают на лист).

Ответы детей.



Дети работают на интерактивной доске.

Проверка по слайду















Кадр видеофильма.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания























Познавательные: умение добывать информацию из учебника.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




































Регулятивные.

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные.

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли









Регулятивные

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.

Коммуникативные.

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание.



















Регулятивные.

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата.

Познавательные. Умение добывать информацию из учебника.

Коммуникативные.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли







Коммуникативные.

Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера,

контролировать и оценивать свои действия и действия класса;

оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения).



7.








Итог урока


































— Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?

— А что вас заинтересовало на нашем уроке?

— Что понравилось больше всего?

На доске корзина. Слайд №15.

— Ребята! Если на уроке

было интересно, узнали новое, получилось всё отлично – красная малинка

было интересно, получилось хорошо – жёлтая малинка

не всё получилось, как хотелось – зелёная малинка.

И давайте подарим нашу корзинку с малинкой медвежатам, чтобы они не болели.

— А сейчас давайте поблагодарим всех, кто сегодня активно работал на уроке. Кому бы вы сказали три «Спасибо» за урок?


Ответы детей.







На доске корзина с малинками.





Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.






















Литература.

1.Литературное чтение : программа : 1-4 класс / Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. Вентана – граф,2012.

2.Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс на сD к учебнику для 1 класса. – М.: Вентана – Граф, 2012.

3.Букварь: 1 класс : Ч. 2/ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. — М.: Вентана – Граф, 2011.

4. Журнал «Начальная школа», №10 – 2011.

5. Русский язык. Обучение грамоте : методические комментарии к урокам / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова,М.И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2012.

6. Литературное чтение. 1 класс : система уроков по учебникам Л. А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И.Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013.

Свежие документы:  Технология развития критического мышления на уроках чтения на примере русской народной сказки

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: