Конспект урока для 2 класса «Сказки зарубежных писателей»


Технологическая карта урока

учитель начальных классов Шкода Ольга Юрьевна

Предмет

Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века»

Класс

2

Тема урока

Обобщение темы «Сказки зарубежных писателей»

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний и умений

Цель:

на основе анализа художественных произведений создать условия для формирования УУД:

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. 1.Отрабатывать навык выразительного чтения.

  2. 2.Формировать навык работы с текстами (смысловое чтение).

  3. 3.Знать фамилии авторов и названия изученных произведений.

  4. 4.Ориентироваться в понятиях «заголовок», «сказка», «жанр», «автор», «тема»

1. Организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель выполнения заданий.

3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности

4.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности.

5.Определять границы своего знания/

незнания.

1.Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод.

2.Ориентирова

ться на страницах учебника и в пройденном материале.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Расширять словарный запас.

1. Участвовать в деловой беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы учителя и задавать вопросы.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

4. Уметь слушать и понимать речь других.

5.Организовать учебное сотрудничество с учителем, с учащимися, в паре.

1.Формировать позитивную мотивацию к

учебной деятельности учащихся.

2. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «дружба», «счастье».

3. Уважать творчество писателей.

4. Освоить роли ученика; проявлять интерес к учению.

5. Развивать коммуникативные умения, воспитывать культуру общения, сотрудничества.

Решаемые учебные проблемы


Основные понятия, изучаемые на уроке

«заголовок», «сказка», «жанр», «автор», «тема», «информация», «счастье», «дружба», «честность».

Здоровьесберегающие технологии

Соблюдение норм СанПиНа.

смена видов деятельности;

оздоровительные минутки; динамическая пауза,

разнообразные методы изложения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный;

разнообразные формы работы: индивидуальная работа, работа в паре;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация, аудиозапись мелодии «Азбука» А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», «Учиться надо весело» К. Ибряев, С. Соснин, отрывки из сказок: «Колосок», «Бременские музыканты», «Как Джек ходил счастья искать», «Сказка о трех поросят»

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

учебник, тетрадь «Литературное чтение», компьютер и проектор, плакат-модель обложки книги, карточки для работы в группе, для инсценировки колосок, зерно пшеницы, мешочек с мукой, пироги, яблоко, ключики — раздаточный материал, книги «Сказки о животных», толковые словари, листы самооценки.

Образовательные интернет-ресурсы

https://standart.edu.ru/, https://ppt4web.ru/,

https://muzofon.com, https://www.scro.ru/





















Ход урока

1 ЭТАП. Организационный этап.

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

Слайд 1.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.


— Здравствуйте, дети! …….. Садитесь.

— Меня зовут Ольга Юрьевна.


— Друзья мои, я очень рада

Прийти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда —

Внимание ваших умных глаз.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на учебную работу, активизируют внимание и память.




2 ЭТАП. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.






Аудио-запись мелодии «Азбука»






Слайд 2.


Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – вызывающее противоречие: дает задание трудно выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их, мотивируя к учебной деятельности.

— Я приглашаю вас в волшебный мир. Слышите, уже звучит мелодия? (звучит мелодия «Азбука»)

Кто узнал эту чудесную мелодию?

— Правильно, это мелодия из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино».

— Когда мы открываем и читаем книги — происходит чудо — оживают герои, начинают разговаривать животные. А может это мы начинаем понимать их язык?

— Буратино открыл тайну золотого ключика.

— А мы какую цель перед собой поставим? Подумайте.

Помните: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказал великий русский поэт А.С. Пушкин.

Сказка учит всех людей

Быть мудрее и добрей.

Сказка — не обман, а тайна

Не напутайте случайно.

Сказка – кладезь, ясный свет,

На любой вопрос ответ.


— Вдумайтесь в эти слова и определите цель нашего урока (ответы детей)

— Итак, цель урока: найти в изученных сказках «намек» — («урок») что же хотели нам сказать авторы сказок, чему хотели нас научить?

— А как мы будем разгадывать замысел авторов? Что нам надо уметь?

— Хорошо знать содержание сказок, работать с текстами, уметь находить в текстах ответы на вопросы, читать, дружно работать в паре,

— А еще вас ждет сюрприз. А какой, узнаете, если будете активно работать.

Внимание: за правильные ответы вы получите ключики, в конце урока мы подведем итог и вы сможете сами оценить свою работу. А если вас не спросили, но вы считаете, что справились с заданием, нарисуйте сами на Листе достижений ключик.

— И еще совет, ребята, если вам будет что-то непонятно – представьте, что у вас в руках волшебная палочка, взмахните ею – поднимите руку – и я приду вам на помощь.

Настраиваемся на работу. В добрый путь.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)






3 ЭТАП. Актуализация знаний

Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти


























Слайд 3.

Деятельность учителя

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к повторению изученного материала.

1.Подготовительная беседа

— Кто скажет название пройденного раздела? Не забывайте, найти информацию можно в учебнике (с.38)

— Правильно. «Лис Миккель и другие» (Записываю на доске)

— Как вы думаете, почему он так назван? Какое слово подсказывает нам? (В этом разделе произведения о животных)

— Да, по слову лис можно определить, что в этом разделе произведения о животных.

— А какое слово могло быть продолжением названия? («Лис Миккель и другие… звери, животные, наши друзья)

— А какое слово поможет нам определить, кто авторы?

(Это русские народные сказки?)

— Имена героев, названия городов подсказывают нам из какой страны автор. Имя «Миккель» — иностранного происхождения, значит и произведения относятся к зарубежной литературе.

— Определите жанр произведений.

— Сказки. Почему? Докажите

— Правильно, в них происходят чудеса.

2.Моделирование

— Составим модель обложки книги-сборника этих сказок на школьной доске. Кто сможет?

— Расскажи, что получилось.

— Какое название? (Лис Миккель и другие)

— Кто автор? (Это зарубежные сказки).

— А как определим цвет круга?

— Надо определить тему сказок.

— Какие предположения? (зелёный, красный, коричневый)

— Возникла проблема. Давайте обратимся к Памятке на обложке тетради и проверим свои предположения.

— Это сказки о животных. Значит цвет круга: коричневый

Вывод: — Как еще можно назвать наш раздел?

— Сказки зарубежных писателей о животных.

Деятельность учащихся

Включаются в работу, активизируют память.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Отвечают на вопросы учителя, добывают информацию в учебнике. Составляют модель обложки книги.







4 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведения знаний на новом уровне. Упражнение в чтении по ролям

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.


















Слайд 4.



.












Слайд 5.








Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к учебной деятельности.

Организует работу по формированию читательских навыков, навыков работы с текстом.

Наблюдает за физиологическим состоянием учащихся с целью предотвращения умственного перенапряжения и физической усталости.

Создает условия для сотрудничества (работы в парах) и создания ситуации успеха для каждого учащегося.


1.Повторение пройденного в творческой форме.

— Итак, не забываем о цели нашего урока. Понять смысл сказок нам поможет французская пословица. Прочитайте ее, подумайте, с какими изученными произведениями она перекликается. (ПЛАКАТ)

«Три вещи проверяются только в трех случаях: стойкость в опасности, мудрость в гневе, дружба в нужде»

(французская народная пословица)

Словарная работа:

Значения всех слов вам понятны?

— В какой сказке проверялась Стойкость в опасности? — английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», сказка Братьев Гримм «Бременские музыканты».

Мудрость в гневе – показал Петушок в украинской сказке «Колосок».

Дружба в нужде – проявилась в английской сказке про трех поросят.

— Ребята, вы разгадали смысл пословицы и сказок и заработали ключики..

Вывод: — Вы согласны со мной, что в каждой сказке любого народа есть поучительный смысл?


2.Упражнение в чтении по ролям. Работа в паре.

При помощи каких художественных средств авторы произведений передают свой замысел?

— Работаем в парах. Находим в текстах предложения, раскрывающие главную мысль.

Посовещайтесь и выберите отрывок, диалог героев из любой сказки и подготовьтесь к выразительному чтению.


— Молодцы, читали правильно, громко, выразительно, вам удалось передать характер героев (ключики).

— А теперь отправляемся на сказочную прогулку. Пожалуйста, встаньте и повторяйте движения за мной.

Деятельность учащихся

Закрепляют навыки смыслового чтения, навыки работы с текстами.

Выполняют учебную задачу.








Участвуют в ученом диалоге.

Анализируют прочитанные произведения и подбирают пословицы


Динамическая минутка: подвижная игра «Мишка и Зайка»

Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка.

У Медведя дом большой! (встали, руки через стороны вверх)

А у Зайки — маленький! (присели)

Вот Медведь пошел домой! (ходьба на месте вперевалочку с ноги на 1, 2, 3, 4)

А за ним и Зайка! (подскоки на месте)

То Медведь идет домой (ходьба на месте вперевалочку с ноги на ногу)

То снова скачет Заинька.(подскоки на месте)

То идем так мягко, как Мишка-косолапка,(ходьба на месте вперевалочку с ноги на ногу)

То идем так быстро, как Заинька-трусишка.(подскоки на месте)

Вот Медведь пришел домой, (останавливаемся, вдох-выдох)

А за ним и Заинька! (сели на место)

Молодцы! Будьте здоровы!

5 ЭТАП. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения.


Слайд 6.

Деятельность учителя

Предлагает задания на применение знаний и умений в новой ситуации, помогает комментировать учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

Конкурс театрального мастерства:

1.Инсценировка сказки «Колосок» с выборочным чтением.

— Давайте и мы совершим маленькое чудо — сочиним новую сказку, представим, что в сказке «Колосок» герои не поссорились и у сказки счастливый конец. Что надо сделать мышатам? (попросить прощения у петушка).

— Давайте покажем новую сказку. Я буду говорить за петушка, а вы за мышат. Можете читать в учебнике, открываем с. 38.

(В процессе инсценировки показываю колосок, зерно пшеницы, мешочек с мукой, пироги).

— Помните, ребята, что все можно изменить, если попросить прощения и исправить свои ошибки.

в театральный институт.

— Спасибо за . Ключики не забываем рисовать.

Деятельность учащихся

Выполняют задания по предложенной теме всем классом и предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме.

Учатся работать коллективно.

Инсценируют сказку

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6 ЭТАП. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.






















Деятельность учителя

Проверяет знания учащихся в игровой форме. Организует деятельность учащихся по самопроверке. Подводит итог, предлагает вспомнить тему и задачи урока.

Проверочная работа.

Блиц-опрос по произведениям.

1.— В какой сказке есть присказка?

(Подсказка с. 48 «Лис Миккель и медведь Бамсе», с. 61 «Сказка про трех поросят»)

2.— Кто из героев счастье искал?(Джек)

— А еще кто? (три поросенка — подсказка с.61)

3.- Почему Джек искал счастье? Он был одинок.

4.- Нашел Джек счастье? Да.

5.- В чем его счастье? Его счастье в друзьях. Оно оказалось не за тридевять земель, а совсем рядом.

6. А три поросенка нашли свое счастье? Да.

7.- В чем их счастье? (быть вместе одной семьей)

8.— Герои какой сказки так и не научились дружить? («Колосок»).

9.- Почему? (Не смогли договориться, распределить обязанности, извиниться).

10.- Какое настроение было у всех героев? (сначала веселое, потом грустное)

Молодцы.

Деятельность учащихся

Выполняют проверочную работу. Проверяют себя.

Дают ответы на вопросы учителя.


7 ЭТАП Итог урока.

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
































.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение.

Подведение итога урока:

Пора подвести итог урока. Напомните мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой?

— Правильно, узнать в чем поучительный урок каждой сказки.

— Согласны ли вы, что мы ее выполнили?

— «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Какой урок мы получили, прочитав сказки? (надо дружить, помогать близким, трудиться, быть добрыми, смелыми)

— Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни?

Какие умения мы отрабатывали на уроке?

— Учились работать с текстами, добывали информацию, читали, проверяли свои знания…

— Какие элементы урока вам были интересны? Подумайте, что хорошо получалось, а что не очень и почему.

— В чем вы ошибались?

— Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока?

— Как узнать? Надо читать.

— Мы начинали урок словами А.С.Пушкина и заканчиваем тоже словами великого поэта: «Чтение — вот лучшее учение».

— Оцените свою работу. Посмотрите, сколько ключиков вы заработали. Выставление отметок за активную, правильную творческую работу на уроке.

Деятельность учащихся

Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.

8 ЭТАП Рефлексия.

Задачи: рефлексивный анализ и оценивание собственной учебной деятельности.





Слайд 7.











Аудио запись песни

«В дорогу, девчонки»

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Ведёт диалог, направленный на самооценку учащихся. Организовывает заполнение «ЛЕСЕНКУ ЗНАНИЙ» (на обратной стороне листочка)

— Переверните Лист достижений, перед вами Лесенка знаний.

— На самом верху лесенки — человек, который любит читать, прочитал все сказки нашего раздела, хорошо знает авторов и героев сказок, может найти ответ в книге.

— А на самом низу — человек, не любит читать, не знает ни одной сказки и не даст ответа ни на один вопрос.

— А куда вы поставите себя? Нарисуйте себя. (Я или человечек)

— Я вижу, что большинство ребят любят читать, знают много сказок.

— Послушайте музыкальный совет.

Звучит отрывок из песни:

— «В дорогу девчонки, в дорогу мальчишки.

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней…

По лесенке нашей вы сможете скоро

Достичь недоступной морской глубины,

Спуститься под землю, взобраться на горы,

И даже дойти до луны.

— Я буду рада, если наш урок ещё раз напомнил вам о необходимости чтения, бережного отношения к своим близким: родным и друзьям.

— Наш урок подходит к концу, но чтение никогда не кончается, ведь чтение — дорога к знаниям.

Деятельность учащихся

Определяют степень своей работы.

Отмечают успешные ответы, продуктивную работу своей пары.

Заполняют листы собственных достижений.


8 ЭТАП Задание на продуктивное применение (носит рекомендательный характер, задание творческого характера, по выбору):

— Я надеюсь, что вы продолжите в свободное время путешествие в Волшебный мир литературы и предлагаю вам:

— найти и прочитать сказку о животных, подготовить отзыв о ней;

— сочинить сказку;

— нарисовать рисунок

— Спасибо за работу. Урок закончен.

Свежие документы:  Урок по ОБЖ в 10-м классе "Ракетные войска стратегического назначения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: