Конспект урока для 2 класса «В.А. Осеева. «Волшебное слово»


Методическая разработка урока литературного чтения

во 2 классе по теме:

В.А. Осеева. «Волшебное слово».

УМК «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.

Тема урока: В. А. Осеева. «Волшебное слово».

Цель:

обучающая: познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом;

развивающая: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

воспитательная: через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.


Тип урока: открытие нового знания.


Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

Метапредметные (МПР):

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.


Применяемые методы, педагогические технологии:

технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;

методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.


Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. Осеевой, карточки — листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.

Структура урока:

п/п

Название этапа


Время

Самоопределение к деятельности.

2 мин.

Актуализация знаний учащихся.

9мин.

Постановка учебной задачи.

7 мин.

Решение учебной задачи.

12 мин.

Физкультминутка.

1 мин.

Первичное закрепление.

9 мин.

Рефлексия деятельности.

3 мин.

Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности.
























Включить детей в учебную

деятельность.


Приветствие учителя.

Добрый день, ребята и уважаемые гости. В гостях у нас учителя из разных школ. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделали? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.



— Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе:

«Волшебное слово помочь всегда готово».




















Ответы детей.







Настраиваются на предстоящую работу.








Работа в парах.

Выдаются «яблоки» и скороговорки

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


2. Актуализация знаний учащихся.


Воспроизвести знания и способы действия.

















А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и ответили на вопрос : Каких слов не знали дети?

-О каких дорогих словах говорит

автор?                                  

   Дядя Саша огорчен,
                                     Рассказал он вот о чем…
                                     – Встретил Витю я, соседа,
                                     Встреча грустная была:
                                     На меня он, как торпеда,
                                     Налетел из-за угла!..
                                     Но, представьте! – зря от Вити
                                     Ждал я слова…
                                     А слово-то какое –
                                     Очень дорогое!
                                     Он про внучку говорил:
                                     – Экая досада!
                                     Я портфель ей подарил.
                                     Вижу: очень рада!
                                     Но нельзя ж молчать, как рыба,
                                     Ну сказала бы …
                                     Слово-то какое –
                                     Очень дорогое.
-Я думаю, что таких дорогих слов в русском языке не мало.

У вас на партах карточки,на которых написаны стихи, прочтите их выразительно, решите кто, кто из вас прочтёт нам их вслух и найдите в них дорогие слова.






(Приложение1)

-Добрый день! — тебе сказали,

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и красоты.


За что мы говорим «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали? Сколько раз?

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно,

Не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

— Какие ещё добрые слова вы знаете?



— Можно ли эту группу слов назвать волшебными?

— Почему эти слова называют волшебными?


Работа в парах.

Выдаются карточки со словами

ПРИЛОЖЕНИЕ 2






Примерные ответы детей.










ПРИЛОЖЕНИЕ 3

добрый день.





спасибо.






здравствуйте.








Ответы детей.

Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.









ответы учащихся


3. Постановка учебной задачи.


Сформулировать учебную задачу и тему урока.

Выявить

представления

обучающихся о том, что нового

они узнают на уроке, чему научатся.


— Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?


-Сегодня мы прочитаем произведение Валентины Александровны Осеевой.


-Какую цель мы поставим перед собой на урок?

-А что нам для этого надо сделать?


Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. (Слайд 2)


После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете в Киеве.


Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем. Поэтому,став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.


В её произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.


Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.


Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.


— Обратите внимание на выставку книг.(Слайд3) Можно ли по обложкам догадаться, о чём они?



-Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать? (приложение 2)

СЛАЙД16

ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО


— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?









Обучающиеся принимают задачи урока, готовы к их решению.
















Рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово».























Выслушиваются предположения детей





















ПРИЛОЖЕНИЕ 4


4. Решение учебной задачи.


Работать над решением учебной задачи с помощью выбранного метода.



Итак, сейчас мы с вами послушаем рассказ и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.


По ходу чтения выполняется работа со словарём С. И. Ожегова и словарём учебника


-Понравилось ли вам произведение?

-Определите жанр. –Есть ли здесь какое-то волшебство?







Волшебник – «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».

Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил.

Стряпать – т.е. готовить пищу.

Противень – т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.



Обсуждают содержание прочитанных произведений, делают обобщающие выводы.


5. Физкультминутка.


Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.


Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.


Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!


Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!



Ученики выполняют

физкультминутку.


6. Первичное

закрепление.


Проверить степень усвоения изученного на уроке материала.

-О ком этот рассказ?

-Кто главный герой этого рассказа?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-А как разговаривал Павлик со стариком?

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?

-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?

-Давайте попробуем произнести это слово!

-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!


Повторное чтение текста учащимися (первая часть).


— А теперь давайте поработаем в парах и составим пословицы предложенные мной.

— Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.


— Какая пословица подходит к нашему произведению?

— Так какова главная мысль рассказа?

— Кто на самом деле творил чудеса?


— Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?


— В чем состоит главная мысль рассказа?



Чтение текста по цепочке учащимися.






ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Работа в парах (на листочках).


Добрый человек добру и учит


За добро добром и платят

Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»

По – доброму, с уважением


В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой


7. Рефлексия деятельности.

























Оценивание


Организовать

рефлексию

деятельности на уроке.

Организовать процесс самооценки

учениками

собственной

деятельности на уроке.

Умение соотносить цели и результаты собственной

деятельности.



Сегодня мы с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

— С каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке?

— Кто написал этот рассказ?

Игра «Добрый круг»

-Давайте передадим это сердечко по кругу и произнесём друг другу какое-то доброе слово.


— Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.





Дети в свободной форме высказывают свое отношение к прочитанному на уроке, дают оценку своему поведению в семье.


Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова.

























8.Домашнее

задание.


Организовать

самостоятельную домашнюю работу обучающихся.



— Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете задание из предложенных по душе:

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.


2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.


3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.


1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.

2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.


3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.


1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.


2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.


3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.


1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.


2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.


3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.


1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.


2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.


3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.


1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.


2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.


3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.




Фиксируют домашнее задание в дневнике.




Свежие документы:  Сочинение на тему: "Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: