Конспект урока для 4 класса «Е. Чарушин «Кабан»



Тема урока: Е. Чарушин «Кабан».

Цели урока: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство учащихся с творчеством Е.Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Задачи урока:

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми; расширять и активизировать словарный запас детей; прививать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг Е. И. Чарушина; учебник «Родная речь» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).

Ход урока

I. Мотивация учащихся

— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Слайд № 2 Игра «Верите ли Вы»

II. Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина Слайд № 3

— Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? — Кто он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником?

— Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Кто читал произведения Чарушина? Какие? О чём он писал?

Рассказы детей о Чарушине. Слайды № 4– 7

1 ученик. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

2 ученик. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

3 ученик. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

4 ученик. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мир семьи: я и мы, я и семья"

— Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?

— А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное.

— Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 3-4 человека.

Игра «Завершите фразу». Слайд № 8

— Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.

III. Работа с текстом.

— Прочитайте, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

— Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске. «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске:

я рисую животных;

все звери играют;

придавил, отнял метлу;

хрустнуло что-то сзади;

идут на меня;

всё из рук попадало;

хочет сшибить, растоптать, забодать;

громадные, с жёлтыми клыками;

ползу, перебираюсь по загородке;

чуть я не слетел;

стыдно стало.

— Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

— Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например, 2 абзац — Почему автор пришёл рано в зоосад?

13 абзац — Что может случиться дальше?

19 абзац — А вы бы испугались? — Как бы вы поступили?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал автора? Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

— Кабан – страшный зверь? Почему автор их испугался?

— Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Физминутка для глаз

IV. «Толстые и тонкие вопросы»

Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

— Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Прочитайте.

Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

— Почему так рано? Прочитайте.

2. Словарная работа.

— Замените слова близкими по значению: баловство — шалость; унимать – успокаивать; сшибить – сразить, побить, уронить. Замените слово противоположным по значению: начальник – подчинённый.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании" 11 класс

Слайды № 9 – 11

Объяснение лексического значения слов «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал».

— Какая книга нам поможет объяснить значение слов? Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

3. Повторное чтение текста детьми. «Жужжащее» чтение.

4. Беседа по содержанию.

Каких животных описывает Чарушин?

В зоосаде на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. Поскольку вы путешествуете по зоосаду, то познакомьтесь поподробнее с некоторыми его обитателями.

А) Чтение про оленя.

Что нового вы узнали об этом животном?

— А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем.

Б) Чтение про ягуара, слона, медведя, волков. (Слайды 12-16)

Кто живёт в общей загородке? (Журавли) (Слайд 17)

— Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

V. Формирование практических навыков

— Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

Что насторожило его? Зачитайте.

Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

— А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”?

— Что написано на табличке про кабана? (Слайд 18)

Ученик рассказывает о кабанах. ( Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами). Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд 19)

— С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

На слайде: Интересно! Ничего не вижу!

Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте.

На слайде: Всё из рук попадало!

Понравилось ли это Серёжке?

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

На слайде: Прощай, моя акварель!

Какие чувства он испытывает?

На слайде: Делать что-то надо!

Что он решает? Зачитайте его действия.

— Как себя чувствует в это время автор?

На слайде: Вспотел со страху!

Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

— Состояние автора? Прочитайте.

— С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли). (Слайд 20).

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "В гостях у дедушки Крылова" 5 класс

VI. Рефлексия

Составление коллективного синквейна «Кабан» Слайд 21.

Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников. Слайд 22

VII. Домашнее задание

Слайд № 23 Обязательное домашнее задание и задание по желанию. Слайд № 24 «Спасибо за урок».


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: