Конспект урока для 4 класса «Обобщение по разделу «Делу время — потехе час»


Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя: Никандрова Алефтина Леонидовна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 УМК «Школа России» «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке создаются условия для обогащения словаря обучающихся, используется наглядный материал. Используется презентация в формате PPT. Смена слайдов и эффектов анимации происходит на уроке только по щелчку мыши.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные); здоровьесберегающие.

Ученики: дети 10-11 лет.

Место проведения: классный кабинет.

Продолжительность: 40 минут.


Тема

Обобщение по разделу «Делу время — потехе час»

Цели


Образовательные: обобщить знания учащихся по данному разделу; развивать память,

учить находить слова в тексте, которые помогают дать характеристику героев, описывать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.
Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.

Воспитательные:  вос­питывать трудолюбие, внимательное отношение к окружаю­щим; убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемый результат

Предметные: Развить умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Регулятивные УУД : контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать художественный текст.
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть)

Рабочая тетрадь. 4 класс. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская

Толковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь.

— электронные физкультминутки

— лист самооценки

— презентация к уроку

Оборудование:

Портреты писателей: В.В. Голявкина, В.Ю. Драгунского и Е.Л. Шварца.

Выставка книг писателей.

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Организация пространства

Групповая работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.




Организует эмоциональный настрой на урок.


Уточняет рамки оценивания.



— Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время! Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

— Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе «Делу – время, потехе – час». Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали из этого раздела. В конце урока под­ведем итог, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал.

— Работать сегодня будем группами и постоянно оценивать работу своей группы.

Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились


Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

II. Формулирование темы урока, постановка цели


Цели:

— организовать формулирование темы урока учащимися;

— организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.



.

Организует формулирование темы урока учащимися.






Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Обсуждение названия раздела «Делу – время, потехе – час».

Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

(Самооценка работы группы)

Уметь работать в группе, находить определение понятиям.



Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

Цели:

— организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.



Работа со словарем.

Учатся в группе работать с толковым словарями.









Учатся находить главные и существенные признаки в определении.


















































Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы. Объяснять смысл пословиц.




Выполняют физминутку для глаз.

Организует работу группы со словарем.












Организует выбор главных и существенных признаков.



















































Организует работу с учебником.










Организует физминутку для глаз.

Обсуждение названия раздела «Делу – время, потехе – час».

Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Работа над пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

— Они относятся к устному народному творчеству.

— Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

— Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

Поздно поднялся — День потерял,

В молодости не учился — Жизнь потерял.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, что­бы научиться лени — только три дня.

Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

— Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.

(Самооценка работы группы)
Работа по учебнику. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (вопрос 4., с. 35).

Какие рассказы писателя вы читали? Какой из них вам запомнился особенно? Почему?

Кто является главными героями его произведений?

Что вы можете сказать о Дениске? Какой он? Как поступки героя помогают понять
его характер? Почему мальчик поступает таким образом?

Самооценка работы груп

Электронная физминутка

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков

Коммуникативные УУД учиться работать в группе

Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель:

— проверить знание произведений по теме; умение работать самостоятельно

— организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала.


Работа на компьютере и ноутбуках

Организует работу на компьютерах.

1. Повторение. «Узнайте произведение».

Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения. Вам нужно определить их только по одной фразе.

«Попробуй в классе запой — сразу выгонят». (В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».) Найдите этот отрывок –– задание 1 группе.

«Они разбрызгивались, и получалось что-то очень при­ветливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Миш­ка».) – зачитать — задание 2 группе.

«Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказ­ка о потерянном времени».) — задание 3 группе.

«Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки».) — задание все группам (кто быстрее).

2. Можно ли назвать произведения Драгунского «Главные реки» юмористическими? Объясните.

Зачем он создавал свои рассказы? Что хотел сказать вам, читателям?

Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, весёлым? Объясните.

Почему мальчику было скучно в солнечный весенний день? Что бы вы посоветовали ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?

(Самооценка работы группы)

«Своя игра»

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.



Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.








Оценивают работу группы.

Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.

— Итак, о чем мы сегодня говорили?

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— А кто из вас работал «спустя рукава»?

— Оцените свою деятельность на уроке:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились


Спасибо за урок!





Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

VI. Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Организует запись д/з.

Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время — потехе час». Начните со слов: «Однажды я…»



Свежие документы:  Контрольный тест по литературе 9 класс. А. С. Грибоедов комедия "Горе от ума"



Список литературы:

Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть)

Рабочая тетрадь. 4 класс. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская

Толковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь.

Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. С.В. Кутявина




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: