Конспект урока для 7 класса «Чистый свет памяти»


Урок литературы (по рассказу Е.И. Носова « Живое пламя»)

Тема: « Чистый свет памяти»

Цель обучения: познакомить с идейно- художественным своеобразием рассказа Е.И. Носова « Живое пламя»; способствовать развитию навыков работы с лексикографической литературой; продолжить работу над развитием речи учащихся: формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса.

Цель развития: способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать прозаический текст, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Цель воспитания: воспитывать умение работать в коллективе: в парах, в группах; воспитывать чувства ответственности за результат групповой работы, стремление к успешности; воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому Отечества: уважение к ветеранам, к славным традициям России, способствовать эстетическому вкусу учащихся.

Оборудование:


Эпиграф к уроку:


Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,

бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и

очевидцы, пока ещё живы, передали бы своим

детям и внукам священную память о павших из

рук в руки, от сердца к сердцу.

Е.Носов

Ход урока:

  1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята. Мне сегодня посчастливилось поработать с вами, и я очень надеюсь, что интерес друг другу перейдёт во взаимопонимание.

  1. Слайд1. ( Вечный огонь маки)

Звучит музыка « Ава Мария»

Учитель зажигает свечу.

— Когда мы обычно зажигаем свечи?

— Что символизирует свеча?

Огонь во все времена считался символичным, священным для людей. Его оберегали в древности, его почитали, считалось, что огонь очищает душу человека, и может смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед огнём благовели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что огонь наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить умерших людей. Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время.

Свеча догорает, память остаётся.

— Память! Что это? Наказанье или дар божий?

— Может ли жизнь без неё быть полноценной?

Ответить на эти вопросы сразу трудно. Вам поможет рассказ Е. И.Носова « Живое пламя»

Тема урока «Чистый свет памяти»

Слйд2.( портрет Е. Носова)

Перед нами предстаёт очень добрый и светлый человек. О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, мучило его так сильно и неотступно , что он говорил: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу».

— Как вы думаете, почему так назван рассказ?

— Давайте посмотрим. Слайд3 ( маки)

— Найдите в тексте описание клумбы. Прочитайте.

— С чем сравнивает Носов описание маков?

— Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

— Почему пламя живое? Давайте проследим, какие глаголы употребляет автор: пламенели — осыпались-погасли. Как называется художественный приём, основанный на усиление или, наоборот, ослаблении какого-либо признака?

Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и горели.

Вот так и люди, так говорит тётя Оля.

— Что она имела в виду?

Мак сравнивается с человеческой жизнью: « Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную жизнь прожита». Мак как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни. Человек принёс пользу стране, оставил после себя хороший. Яркий след — добрую память.

— Почему всё – таки маки, а не пионы, не тюльпаны.

Почему маки — ответ даёт на этот вопрос сам Носов.

Исследовательская работа.

Слайд3( таблица)

Ребята, знаете. Слово «мак» имеет мифологическое объяснение. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека. В христианской литературе распространено представление, что маки растут на крови распятого на кресте Христа ( мак как символ невинно пролитой крови)

Теперь становится ясно, почему автор выбирает из всей « цветочной аристократии» именно мак и делает его главным художественным образом. В рассказе « цветочная аристократия» « кажется настоящим ковром», если рядом – маки. Но без них сразу на пышной клумбе стало пусто.

В художественном произведении каждое слово не случайно, каждое слово оправдано.

Перед вами лежит таблица. В 1 столбике – лексическая цепочка, во2-ом столбике вы должны соотнести мифологическое объяснение с этими словами.

Если вам непонятно слово солярная», вам поможет словарная статья, толкующая это слово.

Работа в парах.

— Какое мифологическое соответствие вы определили для лексической цепочки ?

— Поднимите руки, у кого ответы совпали с ответами этой пары.

Работа в группе.

— А теперь сгруппируемся по 6 человек и вместе подумаем, какие ассоциации у вас возникают к лексической цепочке слов.

Первая группа работает с 1-ой цепочкой слов. 2-2.3-3. 4 -4.

4 группы:

1- мак

2 факелы

3- и у людей так бывает

— Итак, какие ассоциации у вас возникли. Прочитайте их.

Эпитеты, сравнения, метафоры, связанные с символикой огня, как лейтмотив проходят через всё повествование и невольно заставляют обратить внимание на особый, глубинный подтекст.

Это исследование помогает нам выявить большую идею этого маленького рассказа.

— Какова же основная мысль этого произведения, какую же основную мысль автор хотел донести до нас.

Вывод:

— Мак- символ возвышенного, героического у Н. Носова. Он, словно боясь, что его неправильно истолкуют, сказал: « Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»

— Как вы понимаете конец рассказа?

Любуясь « большим костром маков», автор наблюдает, как « снизу… подымались всё новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже» большой костёр» огненных цветов. А ведь это и есть Вечный огонь.

— Что символизирует Вечный огонь? ( Знак вечной памяти и молчания.)

— Ребята, кто знает, почему Вечный огонь не затушили, даже на короткое время, а просто временно переселили на Поклонную гору, в связи с ремонтными работами?

Вечный огонь потому и называется Вечным, что он горит всегда. Память на должна затихать ни на одну минуту. Без памяти жизнь потеряла бы смысл.

(23 февраля 2010 года Вечный огонь обрел свое первоначальное место у Кремлевской стены, Те, кто ранним воскресным утром 27 декабря 2009 года оказались в центре Москвы, зачарованно наблюдали за тем, как по перекрытым для движения улицам проехал бронетранспортер, с установленным на нем факелом.

Согласно указу президента РФ в связи с реставрацией могилы Неизвестного солдата в Александровском саду у кремлевской стены. Вечный огонь временно переносится на Поклонную гору. Здесь в 8 утра у стелы около входа в Центральный музей Великой Отечественной войны его встречала рота Почетного караула ,командование Московского военного округа.

Право зажечь Вечный огонь было доверено Герою России подполковнику Вадиму Гридневу и председателю Московского городского совета ветеранов войны Владимиру Долгих. Так утром 27 декабря под звуки Гимна Российской Федерации на Поклонной горе заполыхал Вечный огонь.

Правда, пробыл он там недолго и уже в феврале обрел свое прежнее место у Кремлевской стены, где в День защитника Отечества его торжественно зажег Дмитрий Медведев.

Что будет с бронзовой горелкой на Поклонной горе, пока еще не решено, но очень многие считают, что Вечный огонь должен гореть и там. Это нисколько не умаляет значение мемориала «Неизвестный солдат».

Сама идея создания мемориала, посвященного «неизвестному солдату» принадлежит Дании.

А впервые в Советском Союзе Вечный огонь был зажжен в 1957 г. в Ленинграде на Марсовом поле у памятника «Борцам революции». Именно отсюда начинали свой путь факелы, от которых зажигалось пламя Вечных огней на Малаховом кургане в Севастополе (1958 г), на Пискаревском мемориальном кладбище (1960), у могилы Неизвестного солдата в Москве (1967 г.), а также во всех городах-героях бывшего СССР. «

Вечный огонь стал символом Победы — ведь побежденные Вечных огней не зажигают. Но одновременно он стал и символом скорби — пройдут десятилетия, но к нему также будут приходить новые поколения, чтобы почтить память простого советского солдата, отдавшего жизнь за свободу и независимость Родины и тысяч тех незахороненных солдат, которых еще ждут вечная слава и низкий земной поклон!

И не потому ли так пронзительно звучат в сердце каждого из нас слова песни:

«От героев былых времен

Не осталось, порой, имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой…

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот Вечный огонь, нам завещан и одним,

Мы в груди храним…».

Слайд4 (видеоряд))


— Ребята, а если б Алексей не погиб, молодым, красивым. Сколько ему было бы лет? Посчитайте. Примерно 85 лет.

— Давайте представим человека, которому 85 лет, представим образ ветерана.

Слайд5( ветеран)

Эти немощные люди со сверкающими орденами и медалями в День Победы. Обычно, в повседневности, это старики : дедушки и бабушки, сидят на скамейке, говорят о погоде, здоровье, детях и никогда о войне. У них слезятся глаза, но эти глаза видели взрывы, немецкие танки. В этих глазах был страх смерти. У ветеранов немощные, дрожащие руки, но эти руки держали оружие, стреляли в фашистов, перевязывали раны, стирали грязные бинты в ледяной воде, эти руки рыли окопы и хоронили своих товарищей.

Они стараются не думать о войне. Тяжело это и больно. Мы в огромном долгу перед ними, потому что мы должны сохранить эту память.

— Так что же такое память? Помогает ли она нам жить сейчас или мешает?

Творческая работа

— Представьте себя журналистами, не назойливыми, а чуткими и заинтересованными, и вам надо взять интервью у того самого Алексея, который выжил, которому 85 лет.

— А что значит взять интервью?

О чём можно узнать у оставшихся в живых ветеранов? Что бы вы спросили у них, какой вопрос задали, чтобы не сделать больно им — живым свидетелям истории. Это живая, не до конца осознанная история. Повернулись в группы, составьте вопросы.

Ответы детей.

Скоро День Победы. Я вам раздаю праздничные открытки. Подпишите их, найдите для них тёплые, душевные слова, чтобы они не чувствовали одинокими. Подарите ветерану, который, наверняка, живёт в одном поезде с вами.







Свежие документы:  Проектирование уроков литературы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: