Конспект урока на тему «Басни Крылова»


Тема. « Басни Крылова».

Цель урока:

  • обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

  • воспитание интереса к классической литературе.


Оборудование. Портрет И.А.Крылова, презентация, рисунки детей к басням, книга «Басни Крылова», конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

На доске — портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

3.Вступительное слово учителя. Презентация.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.

Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, находчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

4.Конкурсная программа.

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

У. Сначала проведем разминку.

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

В какой басне звучат эти слова?

Дети. «Волк и Ягненок».

У. Кто так говорил:

« До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило.»

Д. Стрекоза.

У. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка.

У. Кто смеялся над чужой бедой?

Д. Голубок.

У. Кого « по улицам водили, как будто напоказ»?.

Д. Слона.

У. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»?

Д. «Кукушка и Петух».

У. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?

Д. На псарню.

У. Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»?

Д. « Лисица и виноград».

У. Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.

Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.

Конверт 1.

Поэтический конкурс.

Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

Конверт 2.

Инсценировать басню «Ворона и Лисица».

Задание не оценивается, так как готовиться заранее.

Конверт 3.

Конкурс «Юный художник».

Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

Конверт 4.

Конкурс эрудитов.

Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.


1


2


3


4


5



6




7


8











































Вопросы.

  1. Героиня басни «Квартет».

  2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

  3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

  4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

  5. Кто восхвалял Петуха, « не боясь греха»?

  6. Любимое блюдо Демьяна.

  7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».

  8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка.

  1. Уха.7. Лебедь. 8. Ворона.

У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела все лето».

Д. Стрекоза.

5.Физминутка


Конверт 5.

Конкурс « Угадай — ка». На карточках обозначены герои басен.

У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

  • и — и -а о — е —

-о — ь — а

  • о — о -е —

в

-у-а-е-

  • т — е -о — а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Конверт 6.

Конкурс « Кто больше?»

За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

Конверт 7.

Конкурс « Черный ящик».

Учитель достает черный ящик.

У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа».

Д. Зеркало.

У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

Д. Очки.

6.Игровая программа.

У. Переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется «Путаница».

Отгадайте, что здесь перепутано?

«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

Д. Надо: « к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».

У. «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

Д. Надо: « Петушок».

У. « Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись».

Д. « Взялись».

У. « Ворона гавкнула во все воронье горло».

Д. « Ворона каркнула».

У. « Мартышка к старости слаба ушами стала».

Д. «Глазами».

У. « « Соседка, перестань срамиться» — ей бабка говорит».

Д. « Шавка говорит».

. Следующая игра — « Загадочные животные»

На доске: квол

пухет

райвеум

губоль ёсол

леон

  • Здесь даны названия животных — героев басен. Только буквы них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Дети выполняют задание.

  • Что у вас получилось?

Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

У. В каких баснях встречаются эти животные?

Д. В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», « Слон и Моська».

У. Следующая игра — « Лото».

На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, — названия басен.

Лето красное пропела.

С ним была плутовка такова.

Соседка, перестань срамиться!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

Я три тарелки съел.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

А воз и ныне там.

А проку на волос в них нет.

Сильнее кошки зверя нет!

Разрезанные на части картинки.

Стрекоза и Муравей.

Ворона и Лисица.

Слон и Моська.

Чиж и Голубь.

Демьянова уха.

Квартет.

Лебедь, Щука и Рак.

Мартышка и очки.

Мышь и Крыса.

У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки.

Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни Крылова.

Дети выходят к доске и выполняют задание.

  • Героиню какой басни вы видите на картинке?

  • Д. Ворону из басни « Ворона и Лисица».


7.Подведение итогов.

  • У. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком оказался … (учитель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой « Лучший знаток басен Крылова» и книгой « Стрекоза и Муравей».

7


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 8-х классов «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: