Конспект урока на тему «Что за прелесть эти сказки»







(УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО

СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА)







Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Подпорина А. В.







«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ…»


Цели и задачи: привить учащимся любовь к чтению, обобщить сведения по теме «Сказки А.С.Пушкина», развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к его сказкам.


ХОД УРОКА

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен творчеству всеми любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки в числе ваших самых первых в жизни книжек. Вы снова и снова их перечитываете и сейчас уже, наверное, знаете наизусть.


Ученик читает вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»


Учитель:

Наш урок пройдет в форме соревнования. Есть три команды: «Золотая рыбка», «Черномор» и «Лукоморье». Команда, набравшая большее количество баллов в конкурсах, победит. А оценивать ваши результаты будет компетентное жюри (представляет членов жюри). Желаем командам успехов.


А сейчас разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете сказки А.С.Пушкина. Откуда взяты эти строки? (Вопросы задаются командам поочередно)

В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

(«Сказка о царе Салтане»)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает будто пава…

(«Сказка о царе Салтане»)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

(«Сказка о попе и работнике…»)

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит

За такое одолженье,-

Волю первую твою

Я исполню, как мою.

(«Сказка о Золотом петушке»)

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

(«Сказка о мертвой царевне…»)

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)


Учитель:

А теперь давайте вспомним всех сказочных злодеев из сказок А.С.Пушкина. 5 баллов получает та команда, которая запишет большее число отрицательных героев сказок.

(Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, сватья баба Бабариха, Коршун-чародей, Царица-мачеха, Шамаханская царица, Черномор, Баба-Яга, Кощей и т.д.)

Жюри называет команду-победительницу и оглашает результаты этого соревнования.


Учитель:

А теперь конкурс «Золотая рыбка»! Капитаны команд по очереди тянут рыбку, зачитывает задание, отвечает. Если он не знает ответ, ему может помочь команда. Правильный ответ капитана – 5 баллов, команды – 3 балла. Неправильный ответ – минус 3 балла.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Бунин"


Вопрос 1-й рыбки:

В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда говорил:

Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было бы лишь времени трата,

Обгони-ка сперва моего брата…

Кто этот брат?

Ответ: зайка

Вопрос 2-й рыбки:

Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?

Ответ: «…в год за три щелчка по лбу…»

Вопрос 3-й рыбки:

Как звали сына царя Салтана?

Ответ: Гвидон.

Вопрос 4-й рыбки:

В «Сказке о рыбаке и рыбке» золотая рыбка не исполнила последнее желание старухи. Что же старуха требовала?

Ответ: Хочу быть владычицей морскою.

Чтобы жить мне в окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая…

Вопрос 5-й рыбки:

Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?

Ответ: Что тебе надобно, старче?-

Смилуйся, государыня рыбка!..

Вопрос 6-й рыбки:

Кто в «Сказке о мертвой царевне…» подсказал Елисею, где ему искать невесту?

Ответ: Ветер.

Вопрос 7-й рыбки:

Что пообещал царь Дадон мудрецу за Золотого петушка?

Ответ: Волю первую твою

Я исполню, как свою…

Вопрос 8-й рыбки:

Какие слова кричал Золотой петушок, предупреждая об опасности?

Ответ: Кири-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку.

Вопрос 9-й рыбки:

Как звали пса, который жил у семи богатырей?

Ответ: Соколко.


Жюри подводит промежуточные итоги.


Учитель:

Внимание! Следующий конкурс. Перед вами строчки из пушкинских сказок, запутавшиеся в одно стихотворение. Командам необходимо «распутать» их и указать, какие строчки из какой сказки. За правильный ответ максимально – 10 баллов.


Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился

И пошел на край долины

У моря искать дичины,

Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее мочить;

И царица у окна

Села ждать его одна,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно…

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Изумрудец вынимает,

И в мешочек опускает;

И засеян двор большой

Золотою скорлупой.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки…

Ответ: 1-8 строки – «Сказка о Золотом петушке»; 9-10, 16-23 – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; 11-12, 24-27 – «Сказка о царе Салтане…»; 13-15 – «Сказка о попе и работнике его Балде»; 28-31 – «Сказка о рыбаке и рыбке».

Свежие документы:  Урок литературного чтения для 4 класса по теме: "С.А. Есенин «Бабушкины сказки»"


Учитель:

Следующее задание рассчитано на внимательного читателя. Перед вами набор слов, из которых вы должны составить фразу из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Какая из команд быстрее справится с заданием?

Учитель:

Вот и закончился наш конкурс. Прошу жюри подвести итоги игры.


Жюри объявляет общий счет и называет победителей.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: