Тема урока: «Н.А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»»
Цели урока: 1) познакомить с творчеством Н.А.Некрасова, с его произведением «Дедушка Мазай и зайцы», формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, навыки выразительного чтения стихотворения.
2) развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи , умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение
3) воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому.
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, толковый словарь.
Ход урока.
1. Подготовка к первичному восприятию
Учитель рассказывает о творчестве Н.А.Некрасова, знакомит с произведениями Н.А.Некрасова (выставка книг)
2. Первичное чтение (читает учитель)
3. Проверка первичного восприятия
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
-Какой отрывок больше всего понравился? Почему?
-О чем это стихотворение?
4. Словарная работа
-Объясните значение слов, выражений, используя толковый словарь.
Багор, гуторить, исстари, кураж, пуделять, аршин.
багор-это шест, длинная палка с металлическим крюком, остриём
Гуторить-разговаривать.
Исстари — всегда так было.
Кураж – это задор.
Пуделять — стрелять мимо цели.
Аршин — старинная мера длины
— Подберите близкие по смыслу слова к данным словам: разболтался в сарае, копошится зайчиха, горемыка.
5. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса)
— От чьего лица ведется рассказ?
— На сколько частей разбито стихотворение?
(ученики читают стихотворение по частям и обсуждают прочитанное
— О чем идет речь в первой части?
— Почему стихотворение начинается со строк: «В августе около «Малых Вежей»»?
— Как поэт и Мазай оказались в сарае?
— Что автор говорит о деревне, где жил Мазай?
— Какую картину вы представляли, читая описание этой деревеньки?
— Что вы узнали о Мазае?
— С каким чувством автор рассказывает о судьбе дедушки Мазая?
— Каким вы увидели главного героя в этой части?
— Какие слова, выражения использовал автор, чтобы это нам показать? Найдите и прочитайте
— Над чем поэт «от души хохотал»?
— Объясните, что значит «от души хохотал»?
-Что показал нам автор, используя данное выражение?
— Придумайте заголовок к этой части?
(ученики читают вторую часть)
— О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?
— Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему?
Вашему вниманию я предлагаю план этой части!
На доске запись:
1) Зайцы на островке
2) Спасение
3) Зайчонок на пне, зайчиха в кустах
4) Зайчишки на бревне
5) Мимо деревни
6) На берегу
— Найдите и прочитайте строки, относящиеся к каждой части
— Как автор называет зайчишек?
— Какие чувства он выражает, называя их так?
— Как дед Мазай обращается с зайцами?
— Найдите и прочитайте с помощью, каких выражений автор это показал?
— Что автор говорит об одном из своих героев
— Как он его называет?
— Как он относиться к нему?
— Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе?
— А как он относиться к этой героине?
— С помощью чего он передает свое отношение?
— Как автор показал, что ему было очень жаль зайцев на бревне?
— Как односельчане отнесли к поступку Мазая?
— Огорчало ли это Мазая?
— Какие слова автора об этом говорят?
— Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?
— Каким автор показал дедушку Мазая в этой части?
— Прочитайте совет дедушки Мазая?
— Что автор хотел показа нам в этих строках?
— Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?
— Какова главная мысль стихотворения?
— Как автор относиться к своему герою? Почему?
— А как вы относитесь?
— Почему так озаглавлен?
— Придумайте другой заголовок
— К следующему уроку придумайте продолжение этого стихотворения. Это будет домашнее задание.