Тема: «В.П.Астафьев. Капалуха» 3 Класс


Автор: Ламбина Екатерина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Березовская НОШ

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: «В.П.Астафьев. Капалуха»


Цели


Образовательные: познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева, расширить их читательский кругозор; учить определять главную мысль и осознавать её; развивать навык смыслового, осознанного чтения; учить посредством работы над выразительным чтением давать характеристику герою, передавать его внутреннее состояние, чувства; отрабатывать умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывать потребность совершенствовать свои читательские умения, прививать любовь к живому, природе.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Дети читают осмысленно, ориентируются в тексте. Умеют передавать чувства, настроение героя посредством выразительного чтения (правильного).

Личностные:
Умеют проводить самооценку и взаимооценку на основе совместно выработанных критериев.

Метапредметные:

Умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Конспект урока.

  1. Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Для того, чтобы всем было комфортно и интересно на уроке, понятно, над чем мы работаем и для чего, что каждый из нас должен соблюдать?

— Уверена, что сегодня на уроке вы будете активно принимать участие в обсуждении произведения, аргументировано и грамотно высказывать своё мнение, слушать внимательно своих товарищей и помогать им.

2. Постановка темы урока.

1) Чтение детьми текста загадки.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нем.

— О каком доме говорится?

— Какие чудеса можно увидеть в лесу?

— Лес удивительное, богатое место. Какими богатствами он обладает, что даёт человеку?

2) Подведение детей к мысли о том, что природа даёт нам не только продукты питания, место отдыха, но и источник красоты и познания. В этом удостовериться помогают литературные произведения.

— Сегодня мы знакомимся с новым произведением из раздела «Люби живое». Как вы думаете, какая цель перед нами будет стоять? На что мы должны будем обратить внимание? Что усвоить?

3.Подготовка к изучению нового материала.

1) Знакомство с автором произведения (несколько слов о жизни В.П.Астафьева)

2) Актуализация опорных знаний.

— Вспомните писателей, которые писали о животных, о природе.

— Давайте вспомним героев их произведений. Назовите, в каком произведении вы их встречали.

ба

безь

ка

Нок

На

шо

о

харь

глу

я

Со

мы


— Какое слово среди образованных вы можете назвать лишним и почему?

— Глухарь – герой нашего нового рассказа.

3)Работа с текстом.

— Что вы знаете о глухаре?

— Подробнее познакомиться с этой птицей вы сможете, прочитав текст. (Дети самостоятельно про себя читают текст про глухаря)

Глухарь, или по-другому, глухой тетерев — самая крупная и благородная из тетеревиных птиц. Размер самцов достигает 110 см. Это большая краснобровая и бородатая птица. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив, но обладает прекрасным слухом и зрением. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Редко бывает, чтобы глухарь летал на большие расстояния, ведёт оседлый образ жизни.

Обитает эта птица в хвойных и смешанных лесах. Поэтому и говорят, что глухарь – таёжная птица. Очень любит моховые болота, богатые ягодами. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют, а с первыми лучами солнца вновь вылетают на поляну.

Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели всего выводка и самки от рук людей.

Капалуха — это самка глухаря. Она меньше самца и окраска её не такая яркая. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, давая тетеревятам время, чтобы скрыться в трущобе.


4) Воспроизведение прочитанного посредством приема «Вопрос-ответ» (Дети формулируют вопросы и отвечают)

5) Взаимооценка учащихся.

— Выполняя данное задание, можем ли мы отметить кого-то из детей. Почему вы его отметили? На что вы обращали внимание, делая свой выбор? (активность при постановке вопросов, вопросы сформулированы грамотно, ответы грамотные, правильные, полные)

— Можно ли сказать, что те дети, которые были не активны, невнимательно читали текст? (Нет.)

— Почему вы так считаете?

4. Работа по теме.

1)Словарная работа.

— Объясните значение слов:

  • Просека

  • Валежник

  • Космы

  • Черничник

  • Покоробленные

  • Озираться

  • Напружены

— Прочитайте слова по слогам, потом целым словом:

Ред-ко-ла-пых

По-ше-ве-ли-ва-ли

За-рож-да-ю-щий-ся

Блед-но-лист-ным

Рас-пу-шен-ны-ми

За-кос-те-не-ли

2) Первичное восприятие текста. (Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми)

5.Первичное осмысление текста.

1) – Где происходит действие?

— Что делают ребята в тайге?

— Где произошел переполох? Почему?

— Как вы понимаете фразу «сердце забилось от испуга»?

— Только ли герой был взволнован?

2)Самостоятельная работа.

— Найдите в тексте отрывок, где описывается поведение капалухи. Подчеркните слова, которые передают её состояние.

— Что испытывает капалуха в этот момент?

6.Подготовка к выразительному чтению.

1) Определение критериев, на которые должны опираться дети при подготовке «взрослого» выразительного чтения для самооценки и взаимооценки учащихся (Совместно с учащимися)

1.Правильное чтение (без пропусков, замен)

2. Правильная постановка ударения

3.Выделение голосом ключевых слов

4.Правильный выбор темпа

5. Передача голосом настроения, чувств героя

2) Самостоятельная подготовка детей.

3) Выразительное чтение отрывка (1-2 ученик)

4) Взаимооценка детей с опорой на выделенные критерии (Что удалось. Над чем ещё поработать)

5)Анализ прочитанного проиведения.

— Теперь давайте обратим внимание на поведение капалухи после ухода людей.

-Что-то меняется в её поведении, чувствах? Какие произошли изменения?

— Нужно на этом сделать акцент? Можно ли это передать при чтении? Будет ли отличаться это чтение от предыдущего?

6) Подготовка и выразительное чтение 2-го отрывка.

7)Самооценка. Взаимооценка.

7. Работа по составлению характеристики героини.

— Что вы можете сказать о героине? Какими качествами она обладает?

  • Заботливая

  • Любящая

  • Самоотверженная

— Аргументируйте свой ответ, приведите пример из текста.

— Не зря в старину на изголовье колыбели изображали капалуху, как оберег, символ нежности, заботы и материнства.

8.Подведение итогов урока.

1) Дети делают вывод о том, чему учит нас данное произведение.

— Прочитайте последнее предложение рассказа. Как вы думаете, почему В.П.Астафьев именно такими слова заканчивает свой рассказ? (Обращает наше внимание на то, что нужно бережно относиться к окружающим, быть внимательными по отношению к ним. В данном случае, оставив яйца в гнезде, дети дают возможность появлению новой жизни, которая так хрупка и отчасти зависела от поведения героев).


9.Постановка задания на дом.

Мы много сегодня говорили о чувствах героев, в чем они проявляются, работали над выразительным чтением, поэтому я хочу предложить вам дома подготовить пересказ от имени капалухи.

-На что вы должны обратить внимание при подготовке домашнего задания?

10.Рефлексия. Взаимооценка.

Вернемся к целям нашего урока.

— Как вы считаете, подошли мы к тому, что смогли определить главную мысль героя?

— Смогли ли мы через работу над выразительным чтением раскрыть, правильно передать чувства, состояние нашей героини? (Если не совсем, то кому и над чем ещё нужно поработать).

— Кого можно поблагодарить за работу на уроке и почему вы так считаете?(Аргументируйте свой ответ)









6


Свежие документы:  Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК Занкова

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: