Конспект урока на тему «Рассказ А.Платонова «Юшка»


Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.
– Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – делать добро, помогать друг другу, не скупиться на ласковые слова: «Возлюби ближнего, как самого себя».
– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту. А у тех, кого мы ненароком обидели, давайте попросим прощения: «Прости нас, Юшка!»


Разработка урока по литературе рассказ А.Платонова «Юшка»



Б


ЕЗ   ДОБРОТЫ   И   СОСТРАДАНИЯ   НЕТ   ЧЕЛОВЕКА

Я  ТОЖЕ  ВСЕМУ  СВЕТУ  НУЖЕН…

Цели урока.

Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова “Юшка”, проблемы, поднятые автором в произведении.

Развивающая: Развивать ассоциативное мышление.

Воспитательная: Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Оборудование: портрет Платонова,  плакаты о добре, милосердии, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями.

1. Рассказ о писателе.

 (на доске фотография писателя или изображение летящего по рельсам паровоза может стать картиной-символом к рассказу о писателе).

— Давайте попробуем перенестись в 1899 год, в Ямскую слободу на окраину города Воронежа. В простой семье мастерового-железнодорожника, талантливого изобретателя-самоучки  Платона Фирсовича Климентова родился сын Андрей, который впоследствии стал известным писателем А.П. Платоновым. Как вы уже догадались, «Платонов» – это псевдоним писателя  от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. 

— Давайте прочтём в учебнике об одном из эпизодов трудовой жизни Платонова.

Ученики вслух или про себя читают отрывок из статьи  В Чалмаева.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ о писателе?

— Окрестности Воронежа не отличались красотой ландшафта, которым можно было любоваться. Это была степная полоса с большими широкими дорогами. И может быть поэтому, с детских лет Платонов мечтал украсить землю садами, лесами, придать земле красоту, которой можно любоваться, ЗЕМЛЯ — САД — МЕЧТА!

— Но это всё мечты, а в жизни – многодетная семья, состоящая из 10 человек, жившая часто на грани нищеты. Но эта нищета, неустроенность, постоянная нужда скрашивалась ЛЮБОВЬЮ родителей  к детям. Благодаря родительской любви, детям были привиты чувства: ДОБРОТЫ, МИЛОСЕРДИЯ, СОСТРАДАНИЯ, СПОСОБНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ ЧУЖОЙ БЕДЕ (записано на доске).

— Важны ли эти качества для человека? (размышления ребят).

— Из желания воспеть жизнь он стал писать. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: «Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник», — писал А. Платонов.

2. Изучение рассказа.

— Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему?

Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

Олег Волков.

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М. Лермонтов

Побеждай зло добром.

Библия

Первые мои вопросы после чтения рассказа «Юшка» связаны с его восприятием:

— Понравился ли вам рассказ? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения?

— Почему люди были жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался?

Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём?

Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены …

— Почему автор в описании  особо выделяет его глаза?

Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у  слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Глаза – зеркало души, а душа у Юшки плачет.

— Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом.

Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо: СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ …

— А как вы понимаете  слово КРОТКИЙ? Давайте к нему  подберём  синонимы.

Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.

В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий – незлобивый, покорный, смирный».

— Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? как относятся к нему дети?

Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.

— Как вы понимаете слово терзать?

Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, тиранить. Сообщаю, что в «Словаре русского языка» С. Ожегова представлены два значения слова: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

— Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему ещё больнее, толкали его и смеялись над ним.

— А как сам Юшка объясняет поведение детей?

На этот вопрос предлагаю ответить ученику, получившему ещё в начале урока индивидуальное задание по карточке.

Карточка №1

«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Задание: Внимательно прочитай эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

После ответа ученика можно задать вопросы дискуссионного характера: «А что вы думаете по поводу услышанного?» Высказывания детей обязательно выводят на вопрос об отношении к Юшке взрослых.

— Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила ещё к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!».

Снова предлагаю детям вопросы дискуссионного характера:

— Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

— Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»?

— Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое».

Прошу ребят написать сочинение – миниатюру на тему «Сердце в людях бывает слепое», используя литературный или жизненный материал. Отрывки из творческих работ прочитываю впоследствии на уроках.

— Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?

Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

«Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (С. Ожегова).

— А почему люди в этом городе такие злые? Какой жизнью живут взрослые и дети?

Жизнь города                                                                      Жизнь Юшки

Ребята должны прийти к выводу, что серое существование, однообразие жизни развивало в людях  злобу, в этой серости взрослые учили детей жестокости.

— Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место – природа.

Предлагаю ответить на вопросы индивидуального задания, полученные в начале урока, второму ученику.

Карточка №2.

Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?

— Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все  так давно ждали, — Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению  слово – рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему?

Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу.

— Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем вывод: Юшка осознаёт ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»).

— Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

Предоставляю слово третьему ученику, выполнявшему индивидуальное задание.

Карточка №3.

Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице учебника. Какой эпизод изображён на ней?

Прошу ребят высказать своё мнение.

— Произошло то, чего хотели люди, — Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него.

Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».

Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.

— Способен изменить мир Юшка?

Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске.

— Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?

Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.

Обращаю внимание на слово глумление – издевательство, надругательство.

— Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы  принимать «злобу и глумление» на себя?! Для чего живёт Юшка?

Ребята рассказывают о приёмной дочери, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.

— Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё  лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».

Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

— Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

— Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград. И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ «Юшка» и сказку-быль «Неизвестный цветок».

Предлагаю задание творческим группам:

— Выясните, есть ли что-либо общее между главными героями этих произведений.

В результате работы делаются следующие выводы:

Оба слабы и непохожи на других  («Юшка»: «… он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы» «Неизвестный цветок»: «… цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами»).

Оба жаждут жизни, держатся за неё изо  всех сил («Юшка»: «Я тоже всему свету нужен», «-Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живёшь? – Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить». «Неизвестный цветок»: «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть… Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»).

Оба продолжают жить после смерти («Юшка»: «Девушка-врач навсегда осталась в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных…. И все её знают в городе, называя дочерью доброго Юшки …». «Неизвестный цветок»: «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый, но только немного лучше его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил он в камне»).

 3. Итоги уроков.

Жизнь – это самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова.  

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убеждённый в необходимости жить, и неизвестный цветок из  одноимённой сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за своё существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Они сильны в своём стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви.

Мы сегодня много говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после этого разговора? Передайте свои впечатления, чувства в рисунке, в плакате, в музыке, стихотворении, в сочинении – эссе, просто в ассоциативных словах.

 Учитель на фоне музыки читает стихотворение:

Хочется крикнуть людям:
“Будьте щедрей на ласку!”
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скопидом монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.

Я  ТОЖЕ  ВСЕМУ   СВЕТУ   НУЖЕН

Свежие документы:  Неделя литературного чтения



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: