Конспект урока на тему «С.А.Есенин (1895 – 1925). Лирика»


Урок 12.

Тема: С.А.Есенин (1895 – 1925). Лирика

«Всю душу выплещу в слова»

(С.А.Есенин)

Цели: 1. Знакомство (краткое) с биографией поэта.

2. Учиться анализировать лирическое произведение.

3. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти учащихся.

4. Воспитывать доброе, позитивное отношение к окружающим людям, миру.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

1). Чтение дневниковой записи Алексея от 10 октября.

  • Какая мысль Алексея показалась вам особенно горькой?

  • Согласны ли вы, что трагическое в жизни писателей происходит «от обострённого чувства жизни, справедливости, человеколюбия»?

Или, может быть, все эти ранние смерти, самоубийства, депрессии порождены простым стечением обстоятельств?

  • Как вы думаете, могут ли обычные люди, такие, как мы с вами чувствовать то же и так же, как писатели и поэты?

  • Почему писателей и поэтов влечёт к мемуарной литературе, к автобиографической прозе, стихам?

Что это: стремление найти поддержку в воспоминаниях молодости, отрочества, детства? Или попытка разобраться в самом себе?

Или желание уберечь читателей от собственных ошибок?

Или просто потребность рассказать о себе и своём времени?


Сегодня мы перейдём к поэтической исповеди Сергея Александровича Есенина, к его стихам.


2). Чтение вступительной статьи об авторе. Составление плана.

1. С.А.Есенин – известный русский поэт.

2. Стихи поэта о душе русского народа.

3. Родился в крестьянской семье.

4. Окончил с отличием Константиновские земское четрырехклассное училище.

5. Окончил учительскую школу, получил звание «учителя школы грамоты».

6. В 1912 г. переезжает в Москву.

7. Знакомиться с писателями и поэтами, пишет стихи.

8. с 1914 г. печатается регулярно.

9. Приезд в Петербург и встреча с поэтом А.Блоком.

10. Основные темы стихотворений: семья, дом, родная земля, осмысление прошлого и настоящего своей страны.

11. Характер поэзии: грусть и молодецкая удаль, озорство и чувство одиночества, отчаяния, вера в жизнь.


3) Чтение стихотворения «Мой путь».

  • О каких «ощущеньях детских лет» говорит Есенин?

  • Как вы понимаете строчки: «Всю душу выплещу в слова»?


4) Чтение наизусть стихотворения «Письмо матери»

  • Какое по настроению стихотворение? Какие слова из текста это подтверждают?

  • Докажи, что грусть, пронизывающая стихотворение, все-таки светлая.

  • Покажи, что это лирическое стихотворение.

  • Проследи, как проявляется автобиографическое начало в стихотворении.

  • Какие образы рождают у поэта воспоминания о родительском доме?

Что для поэта родительский дом?

  • Поэт назвал своё стихотворение «Письмо матери». Действительно ли это письмо?

Что делает этот стихотворный текст художественным?

Выдели наиболее яркие эпитеты.

  • Найди повторы в стихотворении.

Попробуй объяснить, чем они вызваны.

  • Проследи по тексту, как сочетается в нём высокая и разговорная лексика. Попробуй объяснить, почему это происходит.


5) Сравнение воспоминаний о детстве С.Есенина и М.Цветаевой

  • Чем отличаются по характеру, по настроению воспоминания о детстве С.Есенина и М.Цветаевой?

В сущности, оба поэта при всей их непохожести удивительно похожи: оба находились в разладе с эпохой. Оба стремились к свободе самовыражения. Желали оставаться самими собой, оба трагически воспринимали окружающий мир и не смогли справиться с собственными переживаниями или не захотели этого.

  • А детские воспоминания? Что они для Цветаевой и Есенина?

Попытка вернуться в тот мир, где всё было так светлои ясно, где были живы раодители – защита от всех жизненных бурь.

В связи с этим хочется прочитать потрясающие строки ещё одного стихотворения С.Есенина «Исповедь хулигана»:

«Так хорошо тогда мне вспоминать

Заросший пруд и хриплый звон ольхи,

Что где-то у меня живут отец и мать,

Которым наплевать на все мои стихи,

Которым дорог я, как поле и как плоть,

Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.

Они бы вилами пришли вас заколоть

За каждый крик ваш, брошенный в меня».


ВЫВОД: детские воспоминания – это не только погружение в светлое, радостное, лёгкое своей беззаботностью и верой во всё только хорошее в жизни, но и первое осознание самого себя, своего характера, своего презназначения, своего дарования, своего «Я».


5). Д/З.

1.Прочитать статью о М.Горьком (с.68 – 69).

2. прочитать гл. 1 – 4 из повести М.Горького «Детство».


6) Рефлексия.

  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что особенно вас удивило/потрясло/понравилось?

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: