Конспект урока на тему «Царевна — лягушка»


Конспект урока на тему «Царевна — лягушка»

Цели: 1.Систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностямях построения волшебной сказки; сформировать навыки сопоставительного анализа текстов русских и татарских сказок.

2.Развивать навыки творческого мышления, воображения, выразительного чтения.

3.Воспитывать эстетические, нравственные качества, толерантное отношение к людям иных национальностей и иных конфессий, что должно способствовать расширению культурного кругозора учащихся.



Тип урока: комбинированный.



Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.



Наглядность и оборудование: Сборники русских народных сказок, сборники татарских народных сказок, иллюстрации И.Билибина и В.Васнецова к русским народным сказкам.



Ход урока



I. Орг. момент (знакомство с целями и задачами данного урока)



II. Фронтальный опрос

Слово учителя: Ребята, у нас сегодня необычный урок, так как он посвящен сравнительному анализу русской и татарской волшебной сказки. Но для начала вспомним материал, изученный на предыдущих уроках о сказке.

  1. Что же такое сказка? (жанр устного народного творчества, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера).

  2. Только ли народные сказочники создавали сказки? Какие сказки, созданные писателями вы помните?

В отличие от народных сказки, написанные писателями, называют литературными или авторскими.

  1. На какие три группы подразделяются сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

III. Аналитическая работа с текстами сказок

Теперь переходим к проверке домашнего задания, вы должны были дома прочитать татарскую волшебную сказку «Тан — батыр».

  • Ребята, понравилась ли вам эта сказка? (сказка полюбилась необычностью повествования, чудесными превращениями и образом главного героя).

  • Что отличает героя сказки Тан — батыра? (ребята говорят о силе и мужестве, несокрушимости Тан — батыра).

  • Какой эпизод вам больше всего запомнился и понравился? (ребята по очереди высказываются).

После прослушивания фрагментов сказок «Тан — батыр» и «Царевна — лягушка» обращаем внимание на начало произведений. Перечитываем их.

  • Какое выражение показалось вам знакомым? («В некотором царстве, в некотором государстве жил — был царь, и было у него три сына…» и «В давние — предавние времена жил, говорят, некий падишах…»).

  • Как называется вступительная часть повествования в сказке? (зачин).

  • Что мы узнаем в зачине? (в зачине указываются герои сказки, место и время действия).

  • Кто из героев сказки «Царевна — лягушка предстает перед нами и каковы они? (учащиеся без труда называют царя, трех его сыновей, их жен, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу).

  • Кто представлен в татарской сказке «Тан — батыр»? (героями являются падишах, супружеская пара — родители троих сыновей Кич — батыра, Тен — батыра, Тан — батыра, див, три девицы, помогающие ему).

  • Что сказано о месте действия в сказках? (место действия обозначается неконкретно — «в том городе», «В некотором царстве…»).



Слово учителя: Здесь сказка как бы отделяет наш обычный реальный мир от волшебного, вымышленного, который представлен в сказке. С одной стороны, мир волшебной сказки во многом похож на наш реальный мир. Действие в начале происходит на широком отцовском дворе или в доме падишаха, доме бедных мужа и жены, показаны заботы и тревоги обычных людей. В то же время мир сказки отличается от реального: в нем действуют, кроме обычных людей, фантастические существа. Происходят волшебные события.

  • Ребята, что следует в волшебной сказке после зачина? (возникновение какой — либо беды (завязка)).

  • С какой беды начинается сказка «Тан — батыр»? (С неожиданного исчезновения трех падишаховых дочерей).

  • А в сказке «Царевна–лягушка»? (сжигание Иваном — царевичем лягушечьей кожи и исчезновение Василисы Премудрой).

Вспомните следующий за завязкой эпизод волшебной сказки? ( отправка героя из дома в дорогу за похищенным).

  • Почему отправился из дома Тан — батыр? ( Тан — батыр и его братья отпрашиваются у родителей и идут в путь — дорогу искать пропавших падишахов дочерей).

  • А Иван — царевич? ( пошел искать Василису Премудрую в царство Кощея, «за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое царство»).

  • Кто похитил падишаховых дочерей? (див).

  • Что за персонаж Див? ( мифологический персонаж, он живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой, под землей, обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен).

  • Где начались испытания братьев — джигитов? (в темном лесу, где царствует Див).

  • А где начались испытания героя в русской народной сказке? (Ивану — царевичу пришлось идти искать свою ненаглядную Василису Премудрую в царство Кощея Бессмертного).

  • Кто является главным врагом Тан — батыра? (див).

  • Каким вы его представляете? (он кровожаден, ненавидит людей, готов живьем сожрать джигита).

  • Кто является прямым противником героя в русской сказке? (Кощей Бессмертный).

  • Почему так тяжел поединок с Кощеем? ( он бессмертный, его смерть находится на конце иглы; игла — в яйце; яйцо — в утке; утка — в зайце; заяц — в ларце; а ларец — на вершине высокого дуба, а дуб в дремучем лесу живет).

  • Кто выступает в качестве помощника в татарской сказке? ( Мышь, Белый козел).

  • Вспомните, как они помогают Тан — батыру? ( мышь дает герою четыре полка мышиных солдат, которые выводят его по тропинке из глубокого подземного царства к дворцу дива, белый козел после победы Тан — батыра над дивом выносит его на белый свет).

  • А кто является чудесным помощником в русской народной сказке? (старичок, Баба Яга, медведь, селезень, щука — рыба, клубочек с нитками).

  • Почему все, кого встречал Иван — царевич на своем пути, помогали ему? (Иван — царевич добрый, он жалеет животных, птиц и рыб, отпускает их на волю, не убивает).

IV. Словарная работа.

Батыр — богатырь; джигит — парень, молодец; чукмар — палица; шайтан — дьявол; падишах — правитель; Каф — сказочная гора; сарай — дворец; хряпает об землю — ударяет; тягаться — мериться силами; Кеч — батыр — вечер; Тен — батыр — ночь; Тан — батыр — заря.

Красное крыльцо — главное, парадное крыльцо; не тужи — не печалься, не горюй; ниже плеч буйну голову повесил – низко опустил голову; боярский двор — от слова боярин (устар.) — богатый и знатный человек; диву дался — очень удивился; карета — большая закрытая четырехколесная повозка, в которой ездили богатые люди; кубок — большой красивый сосуд, из которого пили вино.

V. Продолжение сопоставительного анализа.



  • Какова символика чисел в сказках? (в обеих сказках символичны числа три и семь: в семье у бедных родителей Тан — батыра — три сына, у царя – три царевича, младший Иван. Три раза Тан — батыр сражается с дивом, произнося одну и ту же фразу: «Дядя пусть твой тягается, а мы бороться будем». Три трудных задания царя: испечь хлеб, соткать ковер за одну ночь, станцевать на пиру — выполняет Царевна — лягушка для Ивана — царевича. Три дворца (медный, серебряный, золотой остаются после смерти дива, семь чугунных ворот должен сокрушить Тан — батыр, чтобы победить дива.

  • Итак, ребята, есть ли общее в развитии сюжета сказок? (Учащиеся, глядя на схему «Путь героя волшебной сказки», называют повторяющиеся ситуации).

  1. Нарушение запрета.

  2. Задание царя (падишаха), трудные испытания героя:

а) достать царевну, добыть падишаховых дочерей;

б) привезти царевну, дочерей падишаха.

3. Выполнение этих заданий с помощью чудесного помощника.

4. Герою (героине) дается новый облик.

5. Царь (ложные герои) наказываются.

6. Воцарение героя.

  • Сопоставьте общие черты в образах Василисы Премудрой и Тан — батыра.

  1. Ум и находчивость героев.

  2. Красота.

  3. Доброта.

  4. Ответственность за принятие решений.

  5. Надежность.

  6. Сила характера.

  • Вспомните, как поступают с Тан — батыром старшие братья? (братья отсекают до колен ноги Тан — батыру и бросают его погибать в чужом царстве кровожадного дива).

  • Какое наказание ожидает за это старших братьев? (Тан — батыр отпускает их на все четыре стороны, герой проявляет доброту и гуманность, прощает братьев)

  • Ребята давайте обратим внимание на заключительный элемент композиции волшебной сказки — концовку, как заканчиваются прочитанные нами сказки? («И сию пору, говорят, живут они исправно да ладно» — в татарской народной сказке; «И жили они долго, дружно и счастливо» — в русской народной сказке.)

VI. Итоги и выводы урока.

Ребята, проанализировав и сопоставив татарскую народную волшебную сказку «Тан — батыр» и русскую народную сказку «Царевна — лягушка», какие мы можем сделать выводы?

  1. По композиции и системе персонажей русская и татарская сказки очень похожи.

  2. Сходство обнаруживается в характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста.

  3. В обеих сказках добро торжествует над злом.



VII. Домашнее задание: прочитать татарскую волшебную сказку «Таз — зять падишаха» и русскую сказку «Сивко-бурко», нарисовать иллюстрации к похожим сказочным эпизодам.



Свежие документы:  Урок литературного чтения В. Осеева «Сыновья» 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: