Конспект урока на тему «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»




Литературное чтение

Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)



Цели: — продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; — учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;

развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.

Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка.



Ход урока

Этапы урока, их содержание

  1. Вступительное слово учителя.

— Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните, как называется этот предмет.

Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем уроке.

— Для чего он предназначен? В табакерках хранили табак, потому и называли их табакерками. Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина.

— А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки.

II. Работа с текстом по биографии писателя.

— У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, вспомнив биографические сведения об авторе.

III. Проверка домашнего задания.

— С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание.

— Кто же является главным героем сказки?

— А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили дома.

IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.

— Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? — Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»?

— Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении?

V. Целеполагание.

— Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым.

(Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд).

— Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь.

(Оформление заголовка)

VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа.

— Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование.


VII. Работа по содержанию сказки.

— Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны.

— Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации.

(«Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть!»)

— Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения)

(Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» — «…расходятся по всему небу»).

— Что же это за городок?

— Это городок Динь-Динь, в котором….

(чтение наизусть отрывка: «…из-за деревьев солнышко выходит…» — «потянулись синеватые лучи»).


VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования.

— Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки.

(следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…»)

— Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть.

IX. Работа над системой образов (начало).

— Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране?

X. Физкультминутка.

— Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.
(приседания)
Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево)

Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)

XI. Работа над системой образов (продолжение).

— Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный?

— Послушайте описание царевны Пружинки.

(чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… — очень удивился»)

— Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка Динь-Динь. Кто из них, по-вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему?

(выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» — «и музыки не было бы!»)

— Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке. Постарайте услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка.

(Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка»)

XII. Работа по содержанию сказки.

И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию.

(выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)

— Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация. (Запись определения в тетрадь)

— Так какой же урок извлек Миша из этой истории? (Запись в тетрадь)

— Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша.

— Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде. («В самом деле, с каждым их шагом… — а подойдешь – большое»)

— Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка?

— Вывод запишем в тетрадь.

— «А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице». (чтение отрывка наизусть «Что за улица!» — «…и все млал-мала меньше»)

XIII. Наблюдение за языком сказки.

— Что же помогает автору создать такое удивительное описание? Составьте словосочетания со словами, представленными на слайде.

— Что же объдиняет все эти слова?

— Почему автору понадобились слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение).

— Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчик-колокольчик?

(чтение отрывка «Это так только мне кажется… — …кто из нас побольше, у того и голос потолще») (Запись вывода в тетерадь)

— «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. «Весело вы живете», — сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчики-колокольчики?

(чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» — «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в тетрадь)

XV. Наблюдение за особенностями стиля автора.

— Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное?

— Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического.

XVI. Подведение итогов урока.

— Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет».

— А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет?

— А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика?

— Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной.

— Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы?

— Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока)

XVII. Рефлексия.

— Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему?


XVIII. Домашнее задание.

— Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую написал Антоний Погорельский.

XIX. Оценивание работы учащихся.










5


Свежие документы:  Боги Древнего Египта, 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: