Литературное чтение
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
Цели: — продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; — учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;
развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.
Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка.
Ход урока
— Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните, как называется этот предмет. Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем уроке. — Для чего он предназначен? В табакерках хранили табак, потому и называли их табакерками. Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина. — А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки. |
II. Работа с текстом по биографии писателя. — У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, вспомнив биографические сведения об авторе.
|
III. Проверка домашнего задания. — С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание. — Кто же является главным героем сказки? — А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили дома. |
IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний. — Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? — Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? — Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении? |
V. Целеполагание. — Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым. (Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд). — Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь. (Оформление заголовка) |
VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа. — Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование. |
VII. Работа по содержанию сказки. — Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны. — Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации. («Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть!») — Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения) (Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» — «…расходятся по всему небу»). — Что же это за городок? — Это городок Динь-Динь, в котором…. (чтение наизусть отрывка: «…из-за деревьев солнышко выходит…» — «потянулись синеватые лучи»). |
VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования. — Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки. (следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…») — Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть. |
IX. Работа над системой образов (начало). — Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране? |
X. Физкультминутка. — Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки. Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания) Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны) |
XI. Работа над системой образов (продолжение). — Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный? — Послушайте описание царевны Пружинки. (чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… — очень удивился») — Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка Динь-Динь. Кто из них, по-вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему? (выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» — «и музыки не было бы!») — Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке. Постарайте услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка. (Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка») |
XII. Работа по содержанию сказки. — И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию. (выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…») — Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация. (Запись определения в тетрадь) — Так какой же урок извлек Миша из этой истории? (Запись в тетрадь) — Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша. — Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде. («В самом деле, с каждым их шагом… — а подойдешь – большое») — Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка? — Вывод запишем в тетрадь. — «А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице». (чтение отрывка наизусть «Что за улица!» — «…и все млал-мала меньше») |
XIII. Наблюдение за языком сказки. — Что же помогает автору создать такое удивительное описание? Составьте словосочетания со словами, представленными на слайде. — Что же объдиняет все эти слова? — Почему автору понадобились слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? |
XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение). — Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчик-колокольчик? (чтение отрывка «Это так только мне кажется… — …кто из нас побольше, у того и голос потолще») (Запись вывода в тетерадь) — «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. «Весело вы живете», — сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчики-колокольчики? (чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» — «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в тетрадь) |
XV. Наблюдение за особенностями стиля автора. — Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное? — Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического. |
XVI. Подведение итогов урока. — Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет». — А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет? — А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика? — Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной. — Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы? — Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока) |
XVII. Рефлексия. — Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему? |
XVIII. Домашнее задание. — Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую написал Антоний Погорельский. |
XIX. Оценивание работы учащихся. |
5