Конспект урока на тему «Вечная борьба добра и зла»


«Вечная борьба добра и зла»

24.10.14.


« Ничто не обходится нам так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» ( М. Сервантес)


Звучит первый куплет и припев из песни В. Цыгановой « Любовь и смерть. Добро и зло»


Учитель: У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми.

Вторая — скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.

У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова:

» Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».


А что такое доброта? Почему зло всегда мешает добру? Какой человек может называться добрым? Какой человек считается злым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Быть нужным людям – вот для чего человек должен развить себя, свой ум, углубить свои чувства. Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.


Читают учащиеся:

1. Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу. ( Саша)

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.


2.Дарите только теплоту:

Ребёнку, женщине и другу,

И отодвиньте пустоту. ( Никита )

Жизнь всё вернёт сполна по кругу.


3. К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернётся. ( Даша )

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья–то радость отзовётся.


4.Грустить не нужно, верен будь мечте

Печаль твоя, как снег весной растает.

Давай поговорим о доброте, ( Катя )

Которой нам так часто не хватает.


5.Она несет нам радость и тепло,

Она нам дарит свет, приводит к вере,

Она безжалостно уничтожает зло ( Юля )

Но видно и сама несет потери.


6.И нам никто не может объяснить

С кого спросить, кого призвать к ответу, ( Илья )

Что с каждым днем нам все труднее жить

И зло все чаще празднует победу.




7.Но где же нам найти истоки зла,

Как разорвать порочный этот круг, ( О.Б. )

Чтоб жизнь цветком весеннем расцвела,

И люди все добрее стали вдруг.

Мультфильм « Окно».

Вопрос: какое ваше мнение о просмотренном мультфильме?


Учитель: Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Бионика и строительство»

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают, основу человеческого счастья.


Учитель: А что гласит о доброте народная мудрость?

( Учащиеся называют пословицы и объясняют их значение.)


Учитель: Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим”, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.


Учитель: Послушайте притчу про двух волков.


Старый индеец рассказал своему внуку:

— Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Вопрос: чему учит эта притча?


Учитель: Что значит добрый человек? (Раздаются листочки ученикам)

— Добрый человек – это тот, кто любит людей.

— Добрый человек – это тот, кто готов в трудную минуту прийти на помощь.

— Добрый человек бережёт природу.

— Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

— Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

— Добрый человек никогда никого не обидит.


Учитель: — А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.


Учитель: — Какие чувства испытывает человек, когда его обижают?

( ответы учащихся)


Учитель: — В Евангелии от Матфея сказано: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.


Учитель: — Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? Конечно же, это добрые, теплые слова. А как можно усилить красоту и обаяние эти слов? Конечно с помощью улыбки, доброжелательного взгляда. Добрые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.


Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Добрые слова должны сопровождаться добрыми поступками. Сейчас я прочитаю сказку о счастье. Подумайте, когда может быть счастлив человек?


Просмотр видеоролика. « Добро по — христиански.»


Тест:

— Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

— Давайте проверим каждый себя «Добрый ли вы человек?» (да или нет)


Учитель: Отвечать нужно только честно, зачитывать вслух вы это не будете. Это только для вас лично.


1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5) Любите ли вы злые шутки?

6) Вы злопамятны?

7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8) Умеете ли на практике применять свои способности?

9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11) Вы охотно выполняете просьбы?

12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?




Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…


ПОМНИ:


Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.


Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, стараясь ради себя самого не причинять вреда другому человеку.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: