Конспект урока по Литературе «Ф. И. ТЮТЧЕВ «ОСЕННИЙ ВЕЧЕР»» 8 класс


1001 идея интересного занятия с детьми


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ. ЗВУКО-ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СТИХОТВОРЕНИЯ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ОСЕННИЙ ВЕЧЕР»

Еремеева Лариса Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, Оренбургское президентское кадетское училище.


Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 8 классы.

Место проведения: класс.

Цель исследования: установление возможной взаимосвязи между звуко — цветовым соответствием и содержанием текста лирического стихотворения Ф.Тютчева « Осенний вечер»


Этапы исследования:

1. Проведение эксперимента по выявлению соответствии между природой цвета и звуковым устройствам языка.

Метод исследования : тест, практический эксперимент.

2.Исследование текста стихотворения.

а) анализ текста с точки зрения содержания;

б) Выявление звуко-цветовую доминанты в тексте стихотворения во взаимосвязи с его содержанием.

Метод исследования: анализ эмоциональной содержательности текста, анализ звукового и цветового фона стихотворения.

3.Устное описание результатов.

Существуют в науке следующие теоретические суждения:

1)Отношения между звучанием и значением в языке произвольны.

2)Отношение между звучанием и значение мотивированы (то есть у звука есть цвет, размер, экспрессивное содержание)

Задачей нашего исследования не выбор и утверждение одного из исследования, а рассмотрения этих суждений в контексте стихотворения Ф.Т. С этой целью проведён эксперимент: установить возможность соответствия между гласными звукобуквами и цветом.

Этапы урока:

1.Актуализация знаний

— эссе на тему: Лирика- это….

2. Подготовка к исследованию.

— Работа со словарём урока.

Словарь урока

Лирика – лирическая поэзия воспроизводит личное чувство или настроение автора.

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность.

Эпитет – яркое, образное определение

Метафора – скрытое сравнение

Олицетворение – троп, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые[1]. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Фоносемантика – фон — звук, семантика — смысл, значение, молодая наука о содержательности звука.

Существуют в науке следующие теоретические суждения:

1)Отношения между звучанием и значением в языке произвольны.

2)Отношение между звучанием и значение мотивированы (то есть у звука есть цвет, размер, экспрессивное содержание)

Постановка проблемы, постановка задач.

…союз волшебных звуков, чувств и дум…

А. Пушкин.

…семь вкусов спектра пробует язык.

Б.Ахмадулина.

…верь в звук слов: смысл тайн в них.

В.Брюсов

Какая заключена парадоксальная информация.?

3. Исследование.

а) научный эксперимент.

Тест. Установите возможное цветовое соответствие.

А

Белый,желтый

Е

синий

И

чёрный

Ы

Зелёный

О

красный


Обработка теста. Результат.

А

Красный

Е

Зелёный

И

Синий

Ы

Чёрный

Коричневый

О

Белый, жёлтый

б) Учащимся предложено назвать большую красную и маленькую синюю матрёшку звуками А и И.

Ребята все большую называют А, маленькую – И.

Таким образом, выясняем на уровне подсознательной интуиции, что у звука может быть цвет.

в) Подтверждение парадокса в текстах, тех, кто явл. поэтом.

Я вижу яркий свет, когда кричат

Я слышу крик, свет яркий созерцая.

Все звуки светятся, и все цвета звучат,

И ныне я их тайны раскрываю.

А — красная рубаха палача,

А — ахает толпа, на казнь взирая.

Ы — черный бык, мычащий по ночам

О — осень: крона клена золотая.

Е — это свежесть молодого лета

Зеленый переплет Есенина и Фета.

И — птичий свист над синею рекой.

У — это грустный свет зелено-синих

Очей ее, глубоких, как пучина.

У — это гулкий цвет волны морской.

В. Шапиро

в) исследование текста лирического стихотворения

дидактический материал для организации исследования:

Эмоциональная окраска строф

Текст стихотворения « Осенний вечер»

Доминирующий звук

согласные

глас.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Слова для справок: тревога, покой, печаль, грусть, нежность, восхищение, радость

Выпишите слова, прямо обозначающие цвет:

Запишите (обозначьте) звуко-цветовые соответствия


Анализ содержания стихотворения

Тютчев не просто описывает окружающие его поля, леса, реки, а передает дыхание, движение, звуки — жизнь. Читателя охватывает не столько осеннее настроение, сколько состояние. Осенняя атмосфера созвучна настроению самого автора.

1 строфа.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест

— Каков эмоциональный фон стиха? Цветовая палитра стихотворения? Расскажите о ваших наблюдениях.

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего?

С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

Комментарий: Образ осеннего вечера, в котором поэт видит некую «светлость», можно рассматривать по-разному. Светлость — это природный, естественный свет осеннего солнца. Его вечерний свет изменяет лик земли: краски становятся насыщеннее, чище и ярче («зловещий блеск», «пестрота дерев», «багряные листья»).
Но светлость, свет для поэта является и источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая». Душа человека тянется к свету, к спасению. На фоне «светлого страданья» появляется «зловещий блеск» уходящей осени. Эпитет «зловещий» — метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира. Поэтому такими близкими и дорогими человеку кажутся осенние вечера природы и жизни.

— Какие согласные звуки доминируют в 1 строфе? (эээ ооо) Прочитайте, выделяя согласные звуки? Что мы слышим?(ш)

Комментарий: Особенно сильно отражает состояние природы, используемый Ф.И.Тютчевым, прием аллитерации. Мы будто слышим шелест падающих листьев («Багряных листьев томный, лёгкий шелест…»). И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о ранней осени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.

Обратная связь: поднимите цветные полоски, отражающие ваше цвето-звуковое восприятие.

2 строфа

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

— Каково значение слова лазурь? Каков результат наблюдения над доминирующими звуками? (у-у-у) Наблюдается ли соответствие между содержанием цветовой символикой звука?

Обратная связь: поднимите цветные полоски, отражающие ваше цвето-звуковое восприятие.

— Какое чувство выражено эпитетом грустно-сиротеющей?

Комментарий: Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ.

3 строфа.

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

В третьей строфе автор словно оживляет осень, образно наделяет ее присущими только человеку чертами и свойствами («…и на всем та кроткая улыбка увяданья»).

Автор, заостряя внимание на таинственной красоте осеннего вечера, воспринимает осень в конце стихотворения уже как божественное, трогательное, бездонное творение

-Наблюдаем ли доминантность гласных звуков?

Обратная связь: поднимите цветные полоски, отражающие ваше цвето-звуковое восприятие.

Вывод.

Данное исследование находится на начальном этапе рассмотрения научных предположений молодой науки – фоносемантики. Аналитическая работа с текстом лирического стихотворения позволила сделать следующие выводы:

— Цветовая символика звука имеет место быть. Выявляется она методом интуитивного подсознательного чувства.

— Цветовая символика в тексте стихотворения «Осенний вечер» может быть как мотивированной, т. е. совпадать с содержанием. Звук в этом случае приобретает изобразительную функцию.

-Цветовая символика в тексте может быть произвольной.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. А.П Журавлёв Звук и смысл. Москва «Просвещение» 1991г.


8

Свежие документы:  Сочинение по рассказу В.Распутина «Уроки французского» Яблоки в посылке

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: