Конспект урока по Литературе «Г.Р.Державин. Страницы из жизни. «Фелица»» 9 класс


Тема: Г.Р.Державин. Страницы из жизни. «Фелица»

Цели: познакомить с трудной, полной взлетов и падений судьбой Державина, с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строки:

Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет — и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечет…

Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г. Р. Державина.

— Как вы считаете, чем могла она удивить, покорить современ­ников? (Одописцу полагалось прятать свою личность от читате­ля, а в этих строках — яркое проявление личности поэта, рискнув­шего рассуждать о скоротечности жизни и неминуемости смер­ти. Это направление в поэзиивпоследствии назовут философской лирикой.)

— Каким же он был, поэт, заканчивающий XVIII в. и начинаю­щий век XIX, получивший особую оценку своих именитых потомков?

II. Реализация домашнего задания.

1. Выступление учащегося, подготовившего подборку высказываний о Г. Р. Державине .

2. Рассказ учителя.

Трудной, полной взлетов и падений была жизнь Гаврилы Рома­новича Державина.

Вы уже прочитали о бедном детстве в семье захудалого казан­ского дворянина, рано умершего, о старательном учении в только

что открывшейся гимназии, о внезапном вызове на военную служ­бу в Петербург, о 10-летней солдатчине. Державин принимал уча­стие в подавлении пугачевского восстания, но, рассердив главно­командующего Петра Панина, свежеиспеченный офицер чуть не был повешен и вышел в отставку. «В сей-то академии нужд и тер­пения научился я и образовал себя», — писал позднее поэт.

Не более гладкой была и гражданская служба Державина, хотя завершил он ее в должности министра юстиции при Александре I (1803 г.), оставшись, по собственным словам, на всю жизнь «горяч и в правде черт». Его современник Д. Д. Благой так характеризует Державина как человека: «…неукротимая энергия и активность, …пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подла­живаться и потворствовать слабостям и капризам высшего началь­ства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести».

Именно эти качества и были причиной того, что он не ужился ни при дворе Екатерины II, хотя после написания оды «Фелица» и был назначен одним из ее личных секретарей (при принятии про­шений), ни при Павле, ни при Александре I.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Выбор жизненного пути"

По своим убеждениям Державин был верным слугой самодер­жавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому всевозможные нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость. Он не боялся высказы­вать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям. И это были не только письма, прошения, заметки служебного харак­тера, но и его поэзия, о которой мы будем говорить ниже.

3. Сообщение учащегося о судьбе и личности Г. Р. Державина.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение оды «Фелица»

В начале 1780-х гг. начинается новый важный этап творчества Державина. В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» поэт опубликовал оду «Фелица».

Под именем Фелицы (от латинского felicitas — сча­стье) Державин изобразил Екатерину II. Имя Фелицы было упомянуто в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре». В этой сказке говорилось о том, как киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способ­ности, хан дает царевичу задание: найти розу без ши­пов, символ добродетели. Благодаря помощи ханской дочери Фелицы и ее сына Рассудка, Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы. За это хан отпускает его домой. Образ татарского дворянина мур­зы имеет двойственное звучание: там, где ода зву­чит торжественно, — это авторское я; в сатирических местах мурза — собирательный образ екатерининского вельможи.

В жанре оды Державин продолжал традицию Ломо­носова: утверждение идеала путем показа положитель­ного примера. И идеал он видел там же, где и его великий предшественник, — в просвещенном монархе. Однако образ просвещенного монарха трактуется по-иному. Если в Петровскую эпоху главным было укрепле­ние государства и речь шла прежде всего о долге граж­дан перед государством, то ода «Фелица», написанная в конце XVIII в., отражает новый этап просветительства, когда в идеальном монархе видели прежде всего чело­века, обязанного заботиться о благе граждан.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: