Конспект урока по Литературе «И.А. Бунин. Рассказ «Солнечный удар»» 11 класс



Урок литературы в 11 классе

И.А. Бунин. Рассказ «Солнечный удар».

Оборудование:

на доске таблички:

урок: вызов, осмысление содержания, рефлексия;

кластеры: «Иван Бунин. Особенности рассказов», «Синквейн».


Используемые приёмы:

  • чтение с остановками;

  • обращение к личному опыту;

  • прогнозирование по названию;

  • дерево предсказаний;

  • синквейн;

  • написание телеграммы.


Ход занятия:


  • В основе занятия текст художественного произведения.

Автор данного сочинения – Иван Алексеевич Бунин, поэт,

писатель, дворянин, эмигрировавший после Октябрьской революции во Францию, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Это произведение написано И. Буниным в 1914 году.


— Назовите любимый жанр поэта в прозе (рассказ).

— Назовите особенности рассказов И.Бунина (символические названия, роль детали, герои без имени, лиричность, поэзия в прозе, тема любви, трагизм).

По Вашим ответам возможно составление кластера.




  • На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который

поможет подготовить к личностному восприятию произведения:


— Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чего-то очень сильно ждали?

— Как вам представлялся этот момент?

— А испытывали ли вы в этот момент страх? Если да, то какой он?

— Случалось ли вам обманываться в ваших ожиданиях и надеждах? Что тогда вы испытывали?

— Почему так происходит? Кто или что вершит нашими судьбами?


  • Прогнозирование по названию

— Рассказ Ивана Бунина называется «Солнечный удар». Как вы думаете, о чем это произведение?

— Что можно предположить, прочитав название? Какое слово главное? Почему?


В художественном произведении нет ничего лишнего. Название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе. А теперь проверим, правы вы или нет.


  • На стадии осмысления содержания предлагается текст, разбитый на

отрывки. Такой прием называется чтение с остановками. Текст может быть прочитан учителем с остановками, может быть предложен учащимся: читаем до такой-то страницы, абзаца. Оставшийся текст пока не читаем.


Мы разделились на группы. У каждой группы свой отрывок и задание. Каждая группа анализирует свою часть текста, выполняя предложенные задания.


1 группа (ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)



— В чем необычность ситуации?

— Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

— Как вы думаете, кто написал письмо?

— «… Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…» в чем может обнаружиться родство душ?

— Когда, где должна состояться встреча? Почему там?

— Чем настораживает письмо?

— Предположите, как отреагирует горбун?

— какова проблема рассказа? Почему вы так думаете? (несколько вариантов)


2 группа (ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)


— Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

— Попробуйте передать чувства героя через цветовую палитру. Какие цвета доминируют? Почему?

— Случаен ли выбор горбуна?

— Что нового узнали о герое?

— Чего ожидает от свидания горбун?

— Есть ли уверенность в счастливой развязке?

— Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что на это повлияло?

— Предположите, что могло произойти дальше, мнение обоснуйте.

Прием «дерево предсказаний»: — произойдет то-то, потому что…; — не произойдет то, потому что…




3 группа (ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)


— Почему герой «оцепенел» на месте?

— Что означает последнее предложение, какой смысл вложил в него автор?

— Как теперь вы объяснили бы название произведения?

— Почему Бунин использует множество деталей, чтобы «раскрасить» образ горбуньи?

— В чем проблема героя, его трагедия?

— Так кто же или что вершит людские судьбы?

— Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что на это повлияло?




  • На стадии рефлексии предлагается выполнение письменных творческих

заданий по выбору учащихся.

Я предлагаю:

— используя кластер «Синквейн», написать синквейн на тему «Одиночество»;

— написать телеграмму-ответ от лица горбуна.



  • ТРКМЧП предлагает широкий спектр приемов и форм работы с

информацией любого вида. Несомненная ценность этой технологии в том, что в процессе её применения урок становится увлекательным исследованием со своим сюжетом, в котором роли детей – главные, от учителя же зависит, насколько интригующим будет сюжет. Кроме того, все уроки, на которых применяется данная технология, не только развивают критическое мышление учащихся, но и побуждают их к самостоятельному творчеству.



Роман горбуна.


Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…»



Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу. Но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг…




Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней

зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: