Конспект урока по Литературе «Использование проектной технологии по теме «Жанр народной песни» 8 класс




МБОУ «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»










Методические рекомендации по литературе на тему: «Использование проектной технологии по теме « Жанр народной песни» в 8 классе»



Составила: учитель

русского языка и литературы Гусева Влада Александровна































Данные методические рекомендации адресованы учителям русского языка и литературы, работающим над проблемой совершенствования исследовательских навыков учащихся. Реализация проекта позволяет успешно формировать навыки сравнения и обобщения в процессе применения проектной технологии с использованием литературно-краеведческого материала.

Методические рекомендации представляют собой реализацию проектной технологии в процессе изучения жанра народной песни (в 8 классе) с использованием литературно-краеведческого материала. Работа предполагает подготовительный, деятельный и аналитический этапы. Они реализуются через внеклассную и урочную деятельность. Актуальность представленных материалов обосновывается необходимостью разработки моделей обучения литературе, направленных на развитие исследовательской культуры школьников.



Тема: «Жанр народной песни»


Цель проекта:

— создание методики реализации проектной технологии с применением литературно-краеведческого материала

— апробация эффективности проектной технологии как средства формирования навыков сравнения и обобщения.

Задачи проекта:

— разработать и апробировать проектную технологию с привлечением литературно-краеведческого материала;

— обеспечить поэтапное совершенствование навыков сравнения и обобщения;

— доказать эффективность применения литературно- краеведческих знаний для формирования навыков сравнения и обобщения.

Методы исследования: изучение методической, литературоведческой и литературно-краеведческой литературы, анкетирование, контрольный срез.


Этапы работы


пп

Направление деятельности

Сроки

I

Подготовительный этап


1.

Методологическая проработка проекта

04.08.-10.08

2.

Планирование работы

11.08-13.08

3.

Разработка методики организации проектной деятельности учащихся

14.08.-17.08

II

Деятельный этап


1.

Консультации

18.08.-19.08,25.08

2.

Уроки (2 часа)

10.09

3.

Участие в школьной презентации проекта

17.09

4.

Участие в районной конференции

08.10

III

Аналитический этап


1.

Способствовать выработке у учащихся положительной мотивации в работе над проектом

11.08-13.08

2.

Совершенствовать коммуникативные, организационные, мотивационные компоненты деятельности учащихся.

18.08-19.08

3.

Проконсультировать о методах сбора информации и условиях реализации проекта

18.08-20.08

4.

Проработать алгоритмы сравнения и обобщения

06.08-09.08

5.

Разработать систему уроков с применением литературно-краеведческого материала

06.08-09.08

6.

Совершенствовать методику выработки навыков сравнения и обобщения на уроке

05.08.-10.08

7.

Презентовать результаты исследовательской работы учащихся на школьной научной конференции

17.09

8.

Представить ученический проект на районной конференции

08.-10

9.

Отследить результаты апробации проектной технологии

09.10.-11.10


Ресурсы:

— человеческий ресурс (наличие носителей жанра народной песни);

— техническая оснащенность (для записи и воспроизведения песенного фольклора);

— ресурс времени (проектная технология позволяет расширить временные рамки на изучение данного программного материала.


Материал по реализации проекта.


Этапы работы:

  1. Планирование.

  2. Этап сбора информации

  3. Этап обобщения информации.

  4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

На этапе планирования учитель совершенствует коммуникативные, мотивационные и организационные компоненты деятельности у учащихся.

Работа идет в форме коллективного обсуждения, метод беседы применяется особо эффективно. На коллективном обсуждении распределяются группы по собиранию фольклора (4 группы по 3 ученика), выбирается руководитель каждой группы, ответственный за работу своей группы: форма отчета – устные выступления с письменным приложением собранного материала и участие в презентации реферативной индивидуальной работы.

В результате анкетирования было выявлено. Что учащиеся недостаточно знают или не знают вообще о специфике бытования жанра народной песни в селе, не могут различать исторические и лирические песни, что объясняется

неизученностью данного программного материала, но есть желание участвовать в работе, что существенно развивает мотивационную сферу ученика. Таким образом, на этапе планирования учитель излагает учащимся условия, необходимые для реализации проекта:

  1. активное участие в собирании песенного фольклора села. Групповая форма работы (летнее творческое задание, август)

  2. подготовка теоретических сведений (дополнительных) к уроку: «Исторические и лирические песни». Материал явится составной частью работы над рефератом.

  3. сбор фотоматериалов и краткая запись биографических сведений о песенной династии Макаровых, хорошо известной в селе. Работа в паре над фотоальбомом.

  4. индивидуальное написание реферата как итоговой работы. Определена автор реферата (с учетом дифференциации).

  5. презентация групповой работы и фотоальбома будет осуществлена на уроке.

  6. Отдельно планируется презентация реферата и участие в районной ежегодной краеведческой конференции в номинации «Литературное краеведение».


На этапе планирования учитель должен проследить. Чтобы в каждой группе (из4) работали учащиеся с разным уровнем знаний. Творческим потенциалом, способные выполнить первое проектное задание по собиранию песенного фольклора села.

Цель учителя на этом этапе: помочь спланировать работу каждой группы по собиранию песен, корректируя маршрут сбора информации для каждой группы в отдельности. Рекомендации по собиранию песен, памятки должны быть в каждой группе.

М.Д. Янко в книге «Литературное краеведение в школе» в главе «Внеклассные занятия литературным краеведением» выделяет «Паспорт фольклорной записи», который рекомендуется участникам проекта:

1. название текста

2. когда записан текст

3. от кого записан (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия)

4.где записан (село, район, область)

5. кем записан (фамилия, имя)

Этап сбора информации включает в себя работу по собиранию практической и теоретической информации.

Групповая форма работы применяется для сбора практического материала (песенного фольклора села), индивидуальная форма – для сбора теоретической информации.

На данном этапе преследуются следующие цели:

— совершенствование применения типов сравнения (неполное однолинейное – неполное комплексное, полное однолинейное – полное комплексное);

— умение давать оценку по результату сравнения;

— умение обобщать различную информацию (практического и теоретического характера);

— применение индуктивного и дедуктивного обобщения для осмысления и систематизации знаний.

Сбор практического материала определяется целью каждой группы.

Цель 1 группы: собрать народные песни, бытующие в своей семье, сопоставить песни старшего и среднего поколения, обобщить материал.

Цель II группы: собрать песенный фольклор старшего поколения в указанных семьях, сопоставить манеру исполнения, делая магнитофонную запись, обобщить материал.

Цель III группы: собирание фольклора у среднего и младшего поколения села (определены семьи). Сопоставить тематику песен, обобщить материал.

Цель IV группы: собиран6ие песен в династии Макаровых, особенно известной в селе, сопоставление тематического разнообразия и исполнительской манеры. Обобщение материала.

Учащиеся выбирают способ сбора информации: беседа и интервьюирование. Задача учителя на этом этапе — пояснить жанр интервью.

После обсуждения работы формируется следующий план сбора практической информации, который позволяет развивать коммуникативные умения:

  1. определить время встречи, обеспечив готовность носителей песенного фольклора (один ученик каждой группы договаривается с носителем песенного фольклора).

  2. заполнить паспорт фольклорной записи на каждого исполнителя песни, предварительно проведя анкетирование:


— бытует ли в вашей семье жанр народной песни, в каких жизненных ситуациях?

— кто является носителем песенных традиций в вашей семье?

— какие русские народные песни вам известны? Какие особенно любимы?

— исполните наиболее старинные и любимые песни.

— можно ли утверждать, что песенный фольклор в вашей семье передается от поколения к поколению и бережно хранится?

Результаты анкетирования использовать в отчете работы группы.

Запись песен ведется от руки, I III группа делают магнитофонную запись песен, IV группа отбирает фотоматериалы для дальнейшего использования и представления в фотоальбоме, записывая биографические данные представителей песенной династии.

Участие представительницы известной в селе песенной династии, ученицы 8 класса, облегчает работу и усиливает воспитательное значение.

Оформление альбома предполагает фотографии и биографический материал, излагаемый по схеме:

  1. дата рождения, фамилия, имя, отчество

  2. возраст

  3. жизненный путь (коротко)

  4. увлечение русской народной песней.

  5. обобщение (индуктивное, о бытовании жанра).

Схема является подвижной.

В ходе этапа сбора практической информации, каждая группы собирает материал, соответствующий поставленной цели. Диалог, основанный на сравнении и обобщении материала.,в ходе сбора обработки информации поможет реализовать цели исследовательской работы учащихся, доказывая слова академика Е.Д.Свердлова: «Наука – это система сравнений. Пока мы имеем возможность сравнивать что-то с чем-то, мы стоим на научной почве».

Сбор теоретической информации


Теоретическая информация по теме представлена недостаточно в учебнике литературы, есть необходимость сравнить и обобщить информацию более широкого объема, сопоставить учебную и внеклассную информацию, используя разные средства обобщения и сравнения учебно-познавательной и практической деятельности.

Используя сравнение, как один из самых эффективных инструментов познания, следует помнить общий алгоритм сравнения:

  1. Определение объектов сравнения.

  2. Определение аспекта сравнения объектов

  3. Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если существенные признаки сравниваемых объектов известны, то их собирают в соответствии с аспектом сравнения.

  4. Сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов, т.е. определение общих и или отличительных существенных признаков сравниваемых объектов.

  5. Определение различия у общих признаков.

  6. Вывод. Необходимо представить общие и/или отличительные существенные признаком сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков.

Первые 6 процедур составляют однолинейное сравнение, осуществляемое по одному аспекту. Если сравниваем по нескольким аспектам (комплексное сравнение), то седьмой процедурой будет определение нового аспекта сравнения. Затем последовательно осуществляются все остальные процедуры однолинейного сравнения.

Комплексное сравнение завершается выводом результатов сравнения по всем аспектам. Учитель должен помочь в поиске источников информации, периодически консультируя.

Задача ученика: изучить источники, провести сравнительно-сопоставительный анализ жанра лирической и исторической песни, используя аспекты сравнения и план, сопоставляя обобщающие характеристики и схемы (лирическая песня), умея обобщить информацию индуктивным и дедуктивным способом.





В устном народном творчестве ХIХ в. все больше стали занимать песни литературного происхождения на исторические темы, такие как «Ермак» ЮФ. Рылеева, «Бородино» М.Ю. Лермонтова, песня о Степане Разине А.А. Навроцкого и И.3. Сурикова, «Шумел камыш, горел пожар московский» Н.С. Соколова. «Село было под Полтавой» И. Молчанова и др.

Во II половине ХIХ в. окончательно прекращается создание новых устных исторических песен, хотя варианты некоторых старых песен сохраняются народом и в наше-время.
Информация получена из следующих источников литературы:


1. “Русское народное поэтическое творчество” под редакцией А.М. Новиковой
2. “Русский историко-песенный фольклор ХIII-ХУI вв. Под редакцией Пугилова Б.Н.
З.«Русские исторические песни» ХУI-ХУIII вв.
4.«Капитанская дочка» А.С. Пушкин.


Прием сравнения, сопоставления — ведущий при анализе информации.
План сравнения этапов развития исторической песни составлен учеником,
выделены аспекты сравнения:


1. Отличие былины от исторической песни.
2. Тематическая специфика (по векам).
З. Герои и события истории в народной песне (по векам).
4. Языковые и стилевые особенности исторической песни.
Используется полное неполное комплексное сравнение.
В основу характеристики лирических песен положен тематический принцип.
Работа ведется по плану:
1. Определение жанра
2. Певцы и характер исполнения песен:
А) песни бытового цикла (любовные, семейные, шуточные, плясовые,
хороводные. песни-баллады)

Б) песни социально-исторического содержания (о барах и духовенстве,
«разбойничьи»(удалые),тюремные,солдатские)
В) песни о крестьянских промыслах (бурлацкие, чумацкие и ямщицкие песни).


1. Лирические песни один из жанров народного поэтического творчества, где раскрывается внутренний мир человека, его переживания, чувства, настроение.
В лирической песне отсутствует развитое эпическое начало, однако ей свойственны лиро-эпические и драматические черты. Обобщенность переживаний — черта песни. По массовости бытования они занимают исключительное место среди других жанров народного поэтического творчества. Причина этому- слияние лирической песни и народной жизни. Обрядовые песни сопровождали календарные праздники или семейные события, необрядовые — связаны с повседневным трудом, отдыхом народа.


2. Талантливых певцов, вышедших из народа, много. Например — Кузнецова Параша (на сцене Жемчугова). Яркие образы народных певцов изображались русскими писателями (ИС. Тургенев «Певцы», М. Горький «Вопленница» и др.). Как правило, мужской и женский песенный репертуар в каждой местности был неодинаков: в женском — песни бытового содержания, в мужском — героического, социального и исторического.

Наиболее распространенным типом певца был певец-запевала, известный всей округе, но пелись песни и в быту, в одиночку, для себя, как и сейчас. Народные певцы и знатоки песенного искусства известны как организаторы крепостных хоров. (С. Митрофанов — ХУIII в., И. Молчанов — ХIХ в.). известны и современные имена ценителей песни: М.Е. Пятницкий (руководитель Государственного ансамбля русской народной песни с 1912 г.), ансамбль “Русская песня” под руководством Надежды Бабкиной и многие другие. Каждое время рождало свои таланты, и исполнение песен всегда было индивидуальным и своеобразно талантливым.

З. Вопрос о происхождении лирических песен остается сложным, т.к. первые их записи относятся только к ХУII веку. Лирические необрядовые песни, по всей вероятности, существовали уже в эпоху раннего феодализма. На древнее происхождение необрядовых песен указывает устойчивый художественный стиль, не так сразу сложившийся. Со времени возникновения лирическая песня претерпела ряд изменений, становись все более тематически разнообразной и совершенной в художественном отношении. Сложилась крестьянская традиционная лирика — это основной и обширный слой народных лирических песен. С развитием капиталистических производственных отношений появились рабочие песни, рост городов появление городских песен. Развитие книжной лирики с конца ХУIII в. даст еще один песенный слой — песни литературного происхождения (первым литературным автором народной песни был Алексей Кольцов «Не шуми ты, рожь, спелым колосом»…).


Таким образом, в народной лирике под влиянием действительности происходила идейно-художественная эволюция жанра. Новое время давало новые песни.


4. Язык лирических песен.
Своеобразие художественного стиля песни:
(по А.М. Новиковой).


План
1) Использование приемов художественной типизации («Красна девица» — «добрый молодец», «поле чистое», «зелененькая дубравушка», изба>, «сени» и т.д.) песенных героев и обстановки.
2) Психологический или образный параллелизм (т.е. сопоставление образов из мира природы и переживаний героя).
З) Ступенчатые сужения образа (или в пространственном или в общественном смысле).:

У лесика было у дремучего,
У ключа было у текучего,
У колодца было у студеного
Млад казак коня поил…
(пространственное сужение)
4) Лирическое обращение (особенно к миру природы).
5) Песенная символика (девушка – «белая лебедушка», « перепелочка», «голубка» и т.д.
6) Эпитеты как средство эмоционально-оценочных характеристик («ясны очи», «белы руки», «буйная головушка», «душа-девица» и т.п.).
7) двойные названия («стежки-дорожки», «трава-мурава»).
8) Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных («реченька», «пташечка»).
9) Наличие инверсии (обратного порядка слов: «заря алая», «леса темные»).
10) Наличие (довольно редко) сравнений и метафор («Она плачет, как река льется»).
11) Большое значение повторений:
(обращений, целых строк)
На речке, на речке,
На зорьке, на зорьке
Мыла Марусенька
Белые ноги.
12) Разнообразие строфической структуры (две, три, четыре строки).
13) Наличие припевов.



На данном этапе сбора информации требуется консультация учителя в определении некоторых литературных терминов непонятных ученику, рекомендуется работа со словарями.
5. Классификация традиционных лирических песен (применение неполного комплексного сравнения). По строго жанровому признаку классифицировать нельзя т.к. одни песни отличаются от других тематически. По выполняемой функции отделить одну песню от другой затруднительно.


Функция в целом одинакова: раскрытие человеческих переживаний чувств.
Таким образом, только тематический принцип является актуальным с учетом жанровой Специфики.


На данном этапе учащимся после изучения литературы составляется схема, которая пригодится на уроке и при написании реферата. Таким образом, идет обобщение теоретического материала учеником, развитие его логики.

Классификация лирических песен
(тематическая, по Новиковой А.М.)


Бытовые (6)

Социально- —
исторические (4)

О крестьянских
промыслах (2)


любовнае

семейные

шуточные

плясовые

хороводные

баллады

о барах и духовенстве

разбойничьи

тюремные

солдатские

бурлацкие

чумацкие, ямщицкие


Задачей расшифровки пункта 5, касающегося классификации песен станет сопоставление разных тематических групп песен, выработка этого навыка в

дальнейшей работе. Сравнение определяется: темой, героем, образами песни, языком — комплексное сравнение.


А) Песни бытового цикла отличаются своей бытовой тематикой (песни о пряхе за «лучинушкой»,, о молодце, который «вел коня поить» и т.п.), однако, в основном, это песни, посвященные семейным отношениям. Эту- особенность отмечал В. Белинский.
Любов ные традиционные песни составляют большую часть народной бытовой лирики. В их содержании отразилась пора веселья и гуляний деревенской молодежи. Главными персонажами любовных песен являются «девушка» и «молодец», от их имени складывались песни. Вокруг них располагаются второстепенные персонажи — их родители, подруги и товарищи. Соответственно переживаниям и настроению были и веселые и печальные. С.Г. Лазугин в статье «Композиция русской народной лирической песни» говорит о том, что простейшей формой композиции является монолог, а другой, менее распространенной формой, является диалог.


Глубину любовного чувства раскрывают поэтические характеристики героев: «красная девушка», «душа-девица», «мил сердечный друг» к ним прибавляются символы из мира природы: «девушка-лебедушка», «соколичек- молодец». В песни вставлялись и собственные имена, но в нарицательном значении («Уж ты, Ваня, разудала голова»). Любовные песни особенно эмоциональны и лиричны.

Помимо прямых излияний чувств, любовные отношения выражаются и косвенно, при помощи ряда условных .

Мотивов: девушка получала «золотое колечко» в знак любви ,гуляние«во зеленом саду» и т.п.
Любовь несчастная — это картины прощанья, провожанья, тоски в разлуке. Разлука происходит из-за измены, по воле родителей или «злых людей», а иногда и из-за социального неравенства.


Семейные песни. В них запечатлены муж, жена и другие члены семьи: свекр, свекровь, деверь, золовка и т.д. Сложные отношения в семье, где супругов объединяла только родительская воля, тяжелые переживания замужней женщины повлияли на своеобразие художественного стиля этих песен. В любовных песнях есть приукрашенность отношений, а в семейных — изображение жизни проще и правдивее. Типичным местом действия становятся: «двор», «сени», «горенка», типичная домашняя обстановка. Образы мужа и жены на имели украшающих эпитетов, а только сопоставлялись с селезнем и уточкой, жена часто была «горькой кукушечкой»,т.к. жила в чужой стороне. Все семейные песни объединяет образ замужней девушки, «молодушки». В семейных песнях почти нет светлой радостной лиричности, но они дают представление об устоях крестьянского быта.


Шуточные и плясовые песни. К любовным и семейным по тематике примыкают эти песни, однако бытовые темы разработаны юмористически. В них появляется ярко выраженный оптимизм. В шуточных песнях изображаются различные жизненные сценки: неумелое «тканье» нерадивой жены «Дуни-тонкопряхи, осмеяние жены, любящей наряды.
Плясовые близки к шуточным песням своей жизнерадостной развлекательной функцией, быстрыми мелодиями. Однако в их содержании имеется большая разница. В шуточных песнях самое важное — текст придающий им комизм, в плясовых — мелодия, плясовой ритм (сопоставление). Поэтому эти песни назывались народом различно и исполнялись по-разному. Тексты наиболее известных плясовых песен очень коротки. Например, «Барыня и «Камаринская». Мелодии плясовых песен популярны, они вошли в произведения русских композиторов (М.И. Глинка «Камаринская»). В отличии от бытовых плясовые связаны с народным хореографическим искусством. При их исполнении происходят довольно сложные соединения текста, музыки, танца.
Лиро-драматические хороводные песни. Поющие и движущиеся в хороводе люди драматически разыгрывали их содержание. Можно предположить, что эти песни примыкали к календарному циклу обрядов. Хороводный круг всегда
двигался слева направо, имитируя движение солнца по небу. В дореволюционной России хороводные песни были известны и в рабочих поселках. Форма исполнения вызвала в народе особые названия: «карагод», «круговые песни». В хороводе могло быть до 200 человек, но запевала всегда был один. Эти песни имеют развивающиеся действие и потому сюжетны. конфликтны, интересны. По тематике исследователь Новикова А.М. выделяет три группы:


— песни о посеве и обработке льна, проса и т.п.;
— песни о любовных и семейных отношениях;
— о самой хороводной игре.


Примером могут служить следующие песни: «Ой, мы просо сеяли, сеяли», «Вдоль по морю, морю синему», «Заинька» и др.) В целях развития сюжета и действия хороводные песни могли повторяться с изменяющейся несколько раз концовкой, последняя подводит итог всему действу. Часто в них вводился диалог. На данном этапе работы участнику проекта предлагается обратиться к книге (<Полная энциклопедия быта русского народа» особо ознакомиться с т.2, где приводятся образцы хороводного действа (8, 183-186, прил. 12)
Лиро-эпические песни-баллады. Их тематика совпадает с тематикой всех групп лирических песен. Но для баллад характерно следующее: развитой сюжет, ярко выраженная повествовательность, сравнительно большая величина. Выраженная повествовательная композиция баллад сближает их с былинами и историческими песнями, а тематика объединяет их с необрядовой лирикой. Особенности содержания, композиции и стилистики дают возможность рассматривать их как промежуточный лиро-эпический жанр. Первоисточник баллад — народные плясовые песни любовного содержания, широко распространенные в средние века во Франции и Италии. С начала ХIХ в. они как литературный жанр разрабатываются в русском романтизме (В. Жуковский, А.С. Пушкин и др.). Народные баллады, известные с ХIУ-ХУI вв., самобытны и оригинальных, них изображаются трагические события и конфликты.
Тематика разная, но большинство посвящено семейным отношениям. В ни разоблачается семейный деспотизм, порочные страсти («Князь Роман жену терял» и др.)
Б) песни социально-исторического содержания. Это песни в которых народ выразил протест против социального угнетения. О барах и духовенстве. Таких песен сохранилось мало. Самым значительным образцом антикрепостнической песни, дошедшей до нас стала песня «Как за барами житье было привольное»: Как за барами житье было привольное: Сладко пожито, поедено, похожено, Вволю корушки без хлебушка погложено, Босиком снегу потоптано, Спинушку с кнутом побито.Песни о духовенстве высмеивали корыстолюбие, любовные похождения служителей церкви(«На реке стоял монастырь»)
«Разбойничьи (удалые) песни». Они создаются в ХVIVII вв. В них сильно выражен социальный протест. Поэтизируя образ разбойника, его отважных друзей, народ проявлял к ним свое уважение и любовь как к защитникам. Разбойник — «ясный сокол», «ясный месяц» и т.п. в песнях показывается опасность его положения. Идеализируя «разбойников» как своих заступников, народ по-другому изображает тех, кто идет на грабежи ради обогащения. Эти песни тоже популярны в пору их бытования, а ряд стихотворений поэтов ХIХ в. на подобные темы стали народными песнями: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Полюбил всей душой я девицу», А.Ф Вельтмана и др.
Тюремные песни — близкие к «разбойничьим», но их герой уже пойманный удалой разбойник. Тоска по воле — основной мотив этих песен, тоска о свободе. Обычно узник просит его выкупить близких, а отец и мать отказывают («Как у нас в роду воров не было»…). Характерны образы вольных птиц, олицетворяющих мечты узника.
Эти песни были популярны половины ХIХ в. Затем они стали вытеснятся новыми тюремными песнями. Эта тема интересовала А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др. поэтов.
Солдатская песня — в них изображается царская солдатчина со всеми тяжелыми последствиями. Самые первые песни относятся к эпохе раннего феодализма. Созданные в связи с историческими событиями песни выразили патриотизм народа.
В них отражается рекрутство (призыв на службу), сама солдатская служба, одиночество солдата на чужой стороне, для песен характерен образ «поля чистого», монолог, поэтический рассказ. Смерть солдата изображается в ряде символических картин:


В) Песни о крестьянских промыслах. Это небольшая по объему группа песен, сложившихся в среде крестьян, которые помимо хлебопашества занимались отхожими промыслами (отхожие промыслами те, которые отрывали крестьян от дома): бурлаки, ямщики, чумаки.


Бурлацкие песни. Этот промысел назывался «бурлачеством». Крестьяне уходили из деревень на весну и лето, когда шло движение судов. для трудового процесса очень важны эти песни — «дубинушки>, имеющие различные варианты (обращение к картине «Бурлаки на Волге»…) образ бурлака и бурлацкого коллектива занимает центральное место.
Чумацкие и ямщицкие песни. Чумаки — это люди, перевозившие товары (особенно часто они везли в Крым хлеб, а оттуда — соль и рыбу), а ямщики — возили почту и пассажиров. Такая работа разлучала их с близкими, что отразилось на характере песен, часто унылых. Чумацкие песни бытовали на Украине и на юге России, где труд чумаков был распространен. Дороги, воспоминания о семье тема этих песен.
Ямщицкие песни имели большее распространение, т.к. ямщицкие тракты проходили по всей России. Образ мужика поэтизировали, т.к. в глазах народа он был человеком смелым и отважным, много повидавшим в жизни. Наряду с изображением ямщицкой удали в песнях есть и обыденные моменты из жизни ямщика. Это песни о дорожной скуке, одиночестве, болезни и смерти вдали от дома.
Ко второй половине ХIХ в. вместе с отмиранием промыслов чумаков и ямщиков в народе стали быстро исчезать их песни. Но ямщицкая тема на протяжении всего ХIХ в. становится типичной для всей русской поэзии. (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы», П.Вяземский «Тройка мчится, тройка скачет», Ф.Н. Глинка «Вот мчится тройка удалая»). Некоторые из этих стихотворений стали народными песнями.
В разделе сбора информации по теме «Лирические песни» учеником велась
работа со следующими источниками:


1. «Русское народное поэтическое творчество» под ред. Новиковой А.М.
2. «Словарь юного литературоведа» Состав. В.И.Новиков.
З. «Полная энциклопедия быта русского народа» т.2, стр. 170-226.
4. Лазугин С.Г. ст. «Композиция лирической песни».


III Этап обобщения информации.


Работая на данном этапе, следует учитывать умение осуществлять разные виды обобщения.
Умение осуществлять индуктивное обобщение состоит из следующих
операций:


1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.
2. Определите общие существенные признаки объектов.
З. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.


Индуктивному обобщению всегда предшествует анализ, синтез и сравнение.

Умение осуществлять индуктивное обобщение состоит из следующих операций:


1. Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении.
2. Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов.
З. Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению.


Обобщение — способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов с одновременным переходом в этом процессе от общего к более общему.
«Без обобщения нет познания вообще, ибо познание всегда выходит за рамки отдельного, индивидуального» (14, с. 81). На данном этапе работы обобщение, как и сравнение, играет важную роль. Важным звеном в этапе обобщения информации станут уроки по теме:. «Исторические и лирические песни».




Цели уроков:


— знакомство с историческими и лирическими песнями, -рассматривая особенности жанра;
— сопоставление специфики исторических и лирических песен;
— обобщение собранного материала песенного фольклора села;
— развитие логического мышления;
— воспитание любви к родному краю, Родине.


Оформление доски: эпиграф, схема «Лирические песни», таблица, фотоматериалы (собранные в селе), Т.С.О. магнитофонные записи песен, записанных в селе, песни народные в исполнении профессиональных певцов.

План:


1. Цели и задачи урока нового материала.
2. Эпиграф: «И народная песня «говорит только о неугасимой, несокрушимой силе жизни, напоминает только радость жить, звучит никогда не стареющим, вечно и неизменно юным звуком». (Г. Успенский)
З. Прослушивание народной песни (запись).
4. Беседа о жанре. Повторение.
— Как вы оцениваете роль песни как жанра фольклора?
— Определите тематическое деление песен, исходя из прочитанного дома.
— В каких произведениях русской художественной литературы изображается исполнение песен, или употребление ее в художественной кайме произведения?
5. Новый материал.


1 Выступление участника проекта (готовящего реферат) на тему:
«Исторические песни». Выступление включает в себя сообщение о поэтапном развитии, изменении жанра исторической песни (см. План работы по сбору информации об исторических песнях). Особо выделяются этапы: ХУI в. — создание песни «Ермак готовится к походу на Сибирь». ХУII в. песня «Степан Разин на Волге», вторая половина ХУIII в. — «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Эти песни программные.
II Анализ исторических песен (в учебнике).

1. «Ермак готовится к походу на Сибирь»

а) Чтение наизусть.

б) Краткая историческая справка о личности Ермака (после домашнего задания индивидуального: проконсультироваться с учителем истории по теме)

в) Беседы по тексту: Тема; — Главный герой песни, его характер; — Язык (монолог)


2 «Степан Разин на Волге».

а)чтениенаизусть
б) Краткая историческая справка о личности Степана Разина (консультации с
учителем истории) в) беседа по тексту: — Тема — Характер Степана Разина;
— Языковые особенности: повторить, единоначатие, уменьшительно-ласкательные суффиксы, диалог, устаревшие словообразовательные формы (звонити. палити и тп.) и др. З. «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен» (сравнительный анализ содержания текстов


а) Чтение наизусть
б) справка о Пугачеве (краеведческий характер материала, собеседование
ученика с учителем истории)
в) беседа по текстам (сопоставление).
— Одинаково ли изображается Пугачев в первой и второй песнях?
— как природа отражает отношение лирического героя (народа) в песнях?
-Проследите отношение народа к своему герою в первой и второй песне. Сравните.
— В какой песне используется монолог, а в какой — диалог? С какой целью?
— С помощью каких языковых особенностей раскрывается отношение народа и Пугачева?


III Обобщающие вопросы:


-кто может стать героем исторической песни? (вымышленный персонаж или историческая личность)
— Каково отношение народа к своему герою, исходя из проанализированных песен?

-Как время отражается в исторической песне?
— Перечислите языковые особенности этих песен, поясните композицию каждой.
— Что дает нам знание этого песенного пласта? Выводы.


IV. Выступление участника проекта по теме «Лирические песни». Выступление
сопровождается комментированием схемы (на доске) деления лирических
песен. (см. В разделе сбора информации теоретической).
V. Анализ лирических песен. «Породила да меня матушка», «Не бушуйте, не
бушуйте, ветры буйные»… (в учебнике).


1) Чтение наизусть
2) Определить к какой тематической группе относятся эти песни, обратившись к схеме классификации (Новиковой А.М.). докажите свою точку зрения, рассказав о героине первой и второй песни (сравнительно-сопоставительный анализ)
З) Что определяет счастье героини в первой и второй песнях (жизнь в доме матушки, жизнь с любимым человеком).
4) Как природа влияет на раскрытие характера героинь, развитие сюжета?
5) Выделите разные языковые средства, какие эпитеты можно назвать постоянными?
6) Определите композицию: монолог — диалог?
7) для чего необходима лирическая песня? Каковы ее особенности? (Обобщающий вопрос по песням) Обратить внимание на то, что песня «Породила да меня матушка» использована А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».


VI. Прослушивание записей лирических песен, собранных на I этапе работы.

VII. Сравнительно-сопоставительная работа по заполнению таблицы с использованием полного комплексного сравнения для последующего обобщения.

Исторические песни

Лирические песни

ОБЩЕЕ

1

Жанры народной песни

СФЕРА БЫТОВАНИЯ
РАЗЛИЧНОЕ

1

Обращение к истории, историческим фактам

1

Обращение к судьбе человека, его чувствам

2

Герои — конкретные исторические лица

2

Обобщенный образ героя (героини

3

динамичность сюжета

3

Отсутствие развитого сюжета

4

Соединение героики и лиризма

4

Лиричность

5

Более ранний жанр (ХШ в)

5

Более поздний жанр (ХУI-ХУI1 в.в.)

б

Исторический принцип классификации


Тематический принцип

7

Образность отражает историческую манеру повествования (оценочные постоянные эпитеты)

7

Образность раскрывает мир переживаний лирического героя (контраст, стилистические повторения)

8

Место действия исторически обусловлено

8

Место действия: природа, деревенская обстановка

9

Вытеснение жанра песнями литературного происхождения на исторические темы

9

Широко бытуют лирические песни




Таблица обобщает особенности жанра народной песни.
VIII Подведение итогов групповой работы по собиранию песенного фольклора села.
1) Выступления представителей группы о проделанной работе (коротко), с письменным приложением собранного материала: результаты анкетирования носителей фольклорного жанра, количество песен, резулътаты сравнения и обобщения материала, варианты одной песни сравниваются.


2) Презентация фотоальбома «Песенная династия». Демонстрация.


З) Выводы на основе обобщения: в песенном фольклоре села широко бытует жанр лирической песни, варианты исторических песен не обнаружены. Имеются варианты песни литературного происхождения «Ревела буря, дождь шумел», написанной К.Ф. Рылеевым («Смерть Ермака»); Требуется дальнейшая работа по обобщению, анализу представленного материала групповой работы.


Подведение итогов урока:


В ходе работы на уроке и во внеурочное время удалось сопоставить жанр исторической и лирической песни, опираясь на программный материал и собранный фольклор села;
определить специфику жанра, сравнивая теоретические понятия, тематику, языковые особенности песен.


Оценивание (оценивается работа групп по выступлению представителя и собранному материалу).


Х. Исполнение русской народной песни группой учащихся.
ХI. Домашнее задание: написать сочинение на тему; «Богатство и разнообразие жанра народной песни».


Таким образом, урок, как отдельное звено в проекте, занимает важную роль, значительно расширяя границы информации необходимой ученику, подводя итоги групповой деятельности по собиранию фольклора, актуализируя материал, обучая навыкам сравнения и обобщения.


Вторая часть этапа обобщения информации -реферат.


Цель:


— обобщение и систематизация знаний о жанре лирической песни, о своеобразии песенного фольклора села и его носителях (на примере династии Макаровых);
— совершенствование навыков сравнения и обобщения материала;
— воспитание любви к своему краю, своей семье (работу выполняет ученица — представитель песенной династии Макаровых).Этап консультации с учителем предполагает планирование и определение границ полученной уже информации и необходимой еще получить, а также определение источников литературы, еще не просмотренной.
В связи с выводами, сделанными на уроке, определяется план работы над рефератом.


План


1. Специфика и разновидности лирической народной песни.
2. Особенности песенного фольклора села Новоуральск
3. Хранители народной песни династии Макаровых.
4. Значение собирания и изучения народной песни.


Источниками информации стали:


— работа в группе по собиранию фольклорных песен;
— работа над теоретическими источниками информации (см. литературу);
— собеседование с библиотекарем, учителями истории и литературы;
— материалы, полученные на уроках по теме «Исторические и лирические песни»;
— прослушивание исполнения русских народных песен, тексты песен, беседы с одноклассниками.

Дополнительная литература ко второму и четвертому пункту плана:


1. Лазарев А.И. «Региональные аспекты изучения фольклора и литературы» (Сб. статей «Региональные аспекты изучения фольклора и литературы» (на материале Урала) Челябинск, 1984).
2. Лазарев А.И. «Проблемы современного народного творчества» (Сб. «Старое и новое в фольклоре Южного Урала». Ч., 1986.).
З. Малый П.П. «Русские народные песни Оренбургской области». (М.1980)


1. Работа над пунктом плана М1. («Специфика и разновидности лирической песни».). Участник проекта обобщает теоретический материал, изученный ранее, что позволяет сделать следующие выводы:


1) Лирическая песня один из популярнейших жанров поэтического творчества народа.
2) Причина исторического развития жанра в непрерывной связи с жизнью народа, с человеческими чувствами.
З) Спорность вопроса о происхождении песен (записи лишь в ХVIII веке).
4) Тематическое деление на группы песен помогает их систематизировать.
5) Средства художественной типизации, образный параллелизм (сопоставление природных образов и переживаний человека), ступенчатые сужения образа и другие языковые средства помогают раскрыть внутренний мир лирического героя песни.


2.Тема: Песенный фольклор села Новоуральск. Песенная династия Макаровых. Работа над вторым пунктом плана предполагает изучение литературы, ранее представленной оформление своих выводов по сбору песенного фольклора села на основе сопоставления материала. Работа учителя — консультации. Материал, полученный после обобщения материала, предстал в виде следующей исследовательской информации реферата:
Одна из современных актуальных задач науки о фольклоре — выявление не только общерусских тенденций в бытовании народных поэтических произведений, обусловленных историей, природой, составом населения той или иной местности. В наше время в собирании фольклора Оренбургской области наметились следующие тенденции:


— не ограничиваться записью традиционных казачьих песен, а включать в сборники различные жанры народного словесного искусства;
— акцентировать внимание на те произведения, которые отразили факты истории края;
— выявить новое, что вносит в фольклор современная эпоха;
— проследить за бытованием и развитием фольклора.


На современном этапе фольклор имеет свои особенности: угасание эпической традиции, изменение образной поэзии, смешение народной и литературной песни, ограничение сфер бытования фольклора, сужение границ распространения произведений народной поэзии. Но в тоже время существуют такие особенности, которые обусловлены самой спецификой края.
Оренбургский край всегда характеризовала устойчивая песенная традиция. Она представлена казачьим песенным фольклором. Казачьи песни собирали и изучали: В.И. даль, семья Языковых, М.И. Михайлов (поэт и революционный деятель), один из основателей ученой архивной комиссии в Оренбурге — А.В. Попов и др. Ценители казачьего фольклора как в дореволюционный период, так и в советское время. Одним из первых сборников, куда вошли оренбургские казачьи песни, собранные В. Далем, был сборник ИЛ. Сахарова «Песни русского народа» (1838-1839 гг.). Семья Языковых была помощницей П.В. Киреевского, именно от них он получил «богатые материалы» из Симбирска и Оренбургской губернии. Особое место уральским песням уделял современный исследователь Александр Иванович Лазарев. Он подчеркивал, что изучение «культур» региона углубляет наши представления об исторических и культурных связях той или иной местности с жизнью народа всей страны:
«…региональные аспекты изучения литературы и фольклора многообразны и разнохарактерны по своим целям, задачам и способам решении».
Своеобразием фольклора Оренбуржья была развитая песенная традиция бытование различных песенных жанров. За всю историю бытования произошли изменения и в содержании, и в форме: многие казачьи лирические песни воспринимаются как исторические, народная песня сливается с литературной. Сама песня, как жанр, становиться короче, соединяясь, а иногда и превращаясь в частушку. Именно эти особенности отразились в песенном фольклоре села Новоуральск.
В нем бытует старинная лирическая песня, современная лирическая песня, частушка. Старинные хранит старшее поколение. Современные — среднее. Все песни о любви (любовные), но разработка любовной темы различна. Старинные имеют драматическую окраску: несчастная, несостоявшаяся любовь («А куда ж ты, Ваня?», прил.З), о жестокости матери по отношению к дочери:


Била меня мати
Березовым прутом,
Чтоб я не стояла
С молодыми рекрутом.
О матери, залрещающей жениться на вдове:
— Дозводь, мати вдову взяти,
Тогда буду пить, гуляти.
— Не дозволю вдову взятя
Вдова будет мне чревати. (чаровать)


Каждая песня по-своему передает лиризм, чувства героев, по-разному звучит в разном исполнении. Так было с песней «На речке, на речке», которую исполнили несколько певцов, демонстрируя индивидуальную манеру исполнения. (приложение 9). Собраны варианты песни «Пряха» (приложение 11). Для песен характерно обращение к природе, к птице, например в песне «Не летай, соловей»:


Не летай, соловей, у окошечка

Ты не пой, соловей, громки песенки
Не буди, соловей, мово батюшку
А мой батюшка не спит, кругом чинится.
Обо мне молодой, красной девице,
Что когда наедут во двор злые вороги,
Увезут они меня в чужу сторону.


Современные песни близки к частушке по оптимистическому звучанию и форме. Про такие песни М. Горький сказал: «Настоящая народная песня за внешней красотой не гонится, но умеет говорить самыми простыми словами». Песни эти, близкие к частушке, говорят о сельском труде и любви («На горе колхоз», «На речке, на речке», «Во субботу день ненастный» и др. (приложения 8,9). А.И. Лазарев в статье «Проблемы народного творчества» пишет: «Южный Урал — край песен. Ни в одном жанре народного творчества незаметно такое смешение старого и нового как в песенной лирике. В репертуаре местных жителей мы находим как старинные русские песни, так и современные массовые…» (4, с 145) Именно младшее поколение, в основном, знает песни общеизвестных авторов («Стану я черемухой» слова В. Бокова, музыка Н. Полякарпова и др.).
Записи песен села Новоуральск показывают, что в настоящее время к народным лирическим песням присоединяются «жестокие романсы» и баллады. Среди них: «Вдоль по улице метелица метет» (слова неизвестного автора, музыка А. Варламова), «Позарастали стежки-дорожки»…) Балладный песенный жанр представлен рассказами о неверном муже, злой мачехе. Для баллады характерен трагизм повествования и то, что виновники изображенных преступлений разоблачаются. Замечателен и сдержанный, неторопливый стих, предполагающий задушевную мелодию: находкой стала баллада «В одном городе близ Саратова», записанная от Сафроновой Т.П., 62
года (приложение 10), на мотив «кирпичики» (автор — Навел Герман) мотив, часто употребляемый. Особо хранит песенный фольклор память о войне. Песни запечатлели помощь тыла фронту, единство борьбы с врагом («Толи в Колбине, толи в
Рязани»):


Толи в Колбине, толи в Рязани
Не ложилися девушки спать.
Много варежек теплых связали,
Чтоб на фронт их в подарок послать.


Записи песен подтверждают жизненность песенного фольклора, дают понять, какие песни лучше сохранились и шире бытуют. Записи свидетельствуют о сложном процессе взаимоотношений различных песенных жанров. П.П. Малый, уральский композитор, занимавшийся изучением оренбургского песенного фольклора, особое внимание уделил музыкальному своеобразию уральских песен, их богатству и разнообразию ладовоинтонационного содержания». Именно с этой тоски зрения мы говорим не только об общих поэтических языковых чертах в оренбургской песне, но и об особенном языке песен села Новоуральск, где помимо фольклорной лексики, много украинизмов («Била меня мати березовым прутом», «Под-за лугом зелененьким «Ой, расцвела роза край викна» и др.), что свидетельствует о жителях села, выходцах с Украины.
Рабочих песен не обнаружено, что подтверждается словами П.П. Малого:
«Из оренбургских рабочих песен мне удалось записать всего несколько».
Таким образом, записи песен села Новоуральск, Кувандыкского района дают возможность уловить своеобразие песенного фольклора, его движение, изменение и отношение народа к лирической песне.


З. По третьему пункту плана «Хранители народной песни в династии Макаровых» представлен собранный материал (фото, песни и воспоминания, которые собирались на I этапе работы и обобщались на втором. Эта работа рассказывает о всех членах династии Макаровых, их любимых песнях. Вот выдержки из их работы:
«Еще моя прабабушка Екатерина Степановна Макарова знала очень много народных лирических песен, которые любила исполнять как во время праздников, так и просто во время какой-нибудь работы. Лучше всего сохранились в семье песни бытовые. Одной из любимых песен моей прабабушки была песня «Все б я, все б я на лавочке сидела» (приводится текст песни). В этой песне мы замечаем приемы художественной типизации:
«размиленький дружок», «зелененький лужок». Такие приемы создают красочный поэтический фон всей песни. В ней присутствует также олицетворение — обращение к обыкновенной косе, повторы, типичные для песни. Эта песня до сих пор сохранена в нашей семье как всеобщая любимица». Эта часть работы имеет особое воспитательное значение т.к. направлена не только на информацию, но и на поддержание преемственности поколений, сохранение семейных традиций и человеческой памяти.


4. По четвертому пункту плана реферата велась работа со всей предложенной ранее литературой.
Русская песня — русская история, поэтому человек, занимающийся собиранием песни, собирает историю жизни всего народа. Исходя из этого положения, определяется содержание пункта «4» и всей работы. Во все времена на Руси существовали не только талантливые исполнители, но и люди, которые занимались собиранием и изучением песен: В. Даль, М. Чулков, Н. Курганов, П. Киреевский, А. Соболевский, С. Лазугин, П. Малый и многие другие. Русские песни — это зеркало души человека, наверное, не найдется современного человека равнодушного к народной лирике.
Анализ этого вопроса позволяет сделать вывод о необходимости изучения и собирания русских народных песен на современном этапе, делая сравнения и сопоставления материала. Этап обобщения информации позволяет вести целенаправленную работу по формированию навыков сопоставления в ходе всего этапа (урок, подготовка реферата) и навыка обобщения, систематизации полученных знаний в письменной форме (реферат).
IV. Этап. Представление (презентация) результата работы.


Цель учителя: организовать помощь в презентации проекта, демонстрируя сформированность навыков сравнения и обобщения у участников проекта.
Цель учеников: показать сформированность этих навыков на примере конкретного материала по теме: «Лирическая песня и ее место в фольклоре села Новоуральск Кувандыкского района, Оренбургской области. Песенная династия Макаровых».
Форма презентации — чаепитие, способствует неформальной обстановке, способной полно раскрыть данную тему ученической работы.


Этапы работы над презентацией.


1. Обсуждение с учениками хода презентации, выбор оптимального варианта.


2.Подготовительный этап


а) продумывание оформления зала, наглядность (фотоматериалы, цитаты высказываний о русской народной песне);

б) приглашение гостей (жителей села, представителей песенной династии Макаровых, родителей, учителей и учащихся 7-8 классов).
З. Презентация. Ход:
а) Вступительное слово учителя, представление гостей и участников проекта.
б) Защита работы (реферата).
(ответы на вопросы).
в) Рассказ участников групп, собиравших материал, (песни) о работе. (ответы на вопросы)
г) Слово гостям, принимавшим участие в сборе материала.
д) Рассказ представителя песенной династии о себе и роли песни в их жизни (с примерами).
е) Прослушивание записей народных песен в исполнении профессиональных исполнителей, исполнение песен представителями песенной династии, гостями и участниками проекта.
ж) Слова благодарности гостям и участникам проекта.
Время презентации 2-2,5 часа.
Автор реферата примет участие в краеведческой районной конференции в номинации «Литературное краеведение», заняв 1 место.
Отследить результат сформированности навыков поможет проверочная работа (контрольный срез).


Вопросы:


1. Сопоставить определения: «былина» — «народная песня», определив аспекты сравнения (умение сравнивать).
2. Сравнить историческую песню «О взятии Казани» с былиной. Выделить общее и различное (полное комплексное сравнение).
З. Атаман Платов никогда не был переодетым в стане Наполеона. Однако существует народная песня времен войны 1812 года с таким сюжетом.

Как вы думаете, можно ли ее считать исторической? Докажите
(историческая песня не ставит своей целью абсолютное соответствие
фактам истории.).
(логика сравнения)
4. Какие из следующих сюжетов, на ваш взгляд, могут быть сюжетами исторической песни? К каким жанрам народного творчества можно отнести приведенные ниже сюжеты? (умение сопоставить разновидности жанра)
1) «Девушка бежит из полону, сулит перевозчику большую награду. Он требует ее замуж, она отвечает заносчиво, перевозчик отказывается везти, погоня ее настигает, она бросается в реку» (сюжет исторической баллады).
2) Под славным городом Орешком. Царь едет вверх по Неве ко Шлиссельбургу. Казаки его не опознают, хотят стрелять. Узнают его по голосу, просят прошения, царь их благодарит за верную службу». (сюжет исторической казачьей песни).
З) «Французы похваляются пройти всю Россию. Платов с платком и подзорной трубой высматривают французов. Приказывает канонирам заряжать, французы бегут, русские догоняют, отбирают знамя». (Сюжет исторической песни, распространенной в солдатской среде)
4) «Мать молодца превращает его жену в березку. По дороге он рубит ее вершину, не зная, что делает. Диалог с матерью. Горе преследует его и сводит в могилу». (Сюжет народной баллады).
5) «Солдат плачет у гробницы Петра в Петропавловском соборе: «Ты раскройся, земля… Встань… Посмотри… полка во строю стоят». (Историческая песня, по сюжету напоминает обрядовый плач).
5. Сопоставив особенности исторической и лирической песни, ответить на вопрос: Можно ли считать песню «Ермак готовится к походу на Сибирь» лирической? (Нет)

6. Почему народная песня «Пугачев в темнице» считается исторической? Что символизирует обращение к звезде?
7. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ языковых средств, присутствующих в исторической и лирической песне (песни выбирают самостоятельно). Составить план сравнения.
8. Сопоставить текст песен, определяя, где бытовая песня, а где социально- исторического содержания? Относятся ли песни к лирическим?
1)- Ты не плачь, не плачь, душа красна девица!
Наживай себе мила друга иного!
Буде лучше меня найдешь — позабудешь;
Буде хуже меня найдешь- вспомянешь.
2) Горька то в поле травынька, полынь горькая,
Еще то горче служба царская;
Что ни день-то, ни ночь нам, солдатушкам уголочку нет.
Темпа ноченька приходит — на карауле быть,
Бел денечек наступает — во строю стоять.
9. Сопоставить жанр лирической песни с условиями бытования в фольклоре села (на основе собранного материала).
10. Составить схему, отражающую разницу и взаимосвязь лирической и исторической песни. Заполнить. Приблизительный вариант:


Жанр народной песни


Историческая Лирическая


Сходство
1
2
и т.д.


различия



1 1


2 2

Результат сформированности навыка обобщения в процессе данной технологии отслеживается в результате выполнения письменной творческой работы «Специфика жанра народной песни. Особенности бытования жанра в фольклоре с. Новоуральск». В результате контрольного среза с использованием анкетирования творческих работ отслеживалась сформированность навыков сравнения, обобщения.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

динамика изменения уровня сформированности навыков сравнения и обобщения позволяет определить эффективность проектной технологии с применением литературно-краеведческого материала; технология способствует совершенствованию навыка сравнения, многоаспектного его рассмотрения; проектная технология позволяет развивать навык обобщения с использованием разных видов обобщения, разных средств обобщения информации более широкого объема; проектная технология, позволяющая формировать навыки исследовательской деятельности способствует личностно-ориентированному подходу в обучении и решению важных воспитательных задач.





















Литература



  1. Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Проектная технология как условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся // Дидакт -2003-№3, с 51.55

  2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М.: 5 за знания, 2007, с. 167-197

  3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога – М.: Академия, 2006

  4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Центральная Академия, 2005

  5. Лазарев А.И. Проблемы современного народного творчества. -Челябинск, с 143-152

  6. Лазарев А.И. Региональные аспекты изучения фольклора и литературы. — Челябинск, 1984, с 115-127

  7. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни. — М, В.шк., 1981, с 273-310

  8. Малый П.П. Русские народные песни Оренбургской области. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство — 1980 с 43

  9. Новикова A.M. Русское народное поэтическое творчество: Учебное пособие — М: В.шк., 1978

  10. Полная энциклопедия быта русского народа /Под ред. И.А. Панкеева- М: Олма-Пресс, 1998, т2, с 183-187

  11. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000, с 65-74

  12. Пронина Л.А., Копытова Н.Е. Технология подготовки реферата: шаг за шагом // Школьные технологии — 2003 — 3, с 141-145

  13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и системы повышения квалификации педагогических кадров — М: Академия, 2002.

  14. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006.

  15. Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя. // Школьные технологии. — 2003 — №4, с68-74

  16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005, с. 28

  17. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. — 2003 — №3, с 52-62

  18. Татьянченко Д.В., Воровщиков СП. Культура познания — познание жизни. // Завуч. — 2000 — №3 — №4

  19. Файн ТА. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. // Практика административной работы. — 2003 — 7, с 39-40

  20. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Под ред. В.И. Новикова. — М: Педагогика, 1987.

  21. Яковлева И.О. Проектирование, как педагогический феномен. // Педагогика — 2002 — №6, с 10-13

  22. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. — М, 1965.
































26


Свежие документы:  Сочинение на тему «Государственная служба: Иосиф Бродский как американский поэт-лауреат»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: