Конспект урока по Литературе «Красота спасет мир»


учитель русского языка и литературы МОУ ВСОШ г. Ейска МО Ейский район,

Саханда Анна Викторовна

Урок литературы по теме “Красота спасет мир”

Цели и задачи:

  • Дать понятие “стихотворение в прозе”.

  • Познакомить со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”, “Природа” и провести их анализ.

  • Развивать речь детей.

  • Расширить их кругозор.

  • Воспитывать любовь к природе, чувство гордости за родной язык, подвести к пониманию отношения “экология природы – экология языка – экология души”.

Методы и приемы: слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, сообщения учащихся, отчет творческой группы.

Оборудование: раздаточный материал с текстами стихотворений в прозе “Русский язык” и “Природа” И. С. Тургенева, высказываний писателей о русском языке, плакат “Красота спасет мир”, фотографии природы, плакаты с высказываниями писателей о русском языке, информационные карточки, музыкальные записи.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Звучит музыка “К Элизе”.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы будем вести разговор о красоте природы, опираясь на прекрасные произведения И. С. Тургенева. Тема нашего урока “Красота спасет мир”. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”. Вы прекрасно знаете, к чему привела такая психология. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром-человеком, который забыл, что сам является её скромной частицей. Давайте прочитаем стихотворение И. С. Тургенева “Природа”.

II. Основная часть.

1. Чтение стихотворения “Природа”.

Как вы понимаете значение слова “храмина”? В словаре В.И. Даля указано: храм, храмина, стар. Хоромы – жилой дом. Храм – церковь. У Тургенева соединяются два смысла: “жилой дом” и “церковь”. Храмина – это Дом Природы и в то же время святое место, церковь. Подберите синоним к слову “благоговейный”. Что значит “благоговеть”? (Преклоняться, боготворить, поклоняться). “Зычный голос” — это какой? (Очень громкий, грубый). О чем это говорит? (О сильной реакции)

2. Аналитическая беседа.

Прочитайте первые два абзаца. Какой лексический ряд создает образ Природы? Огромная подземная храмина с высокими сводами, свет, величавая женщина, глубокая дума.
Как достигается эмоциональное напряжение повествования? Каков лексический ряд, связывающий образ Природы с мотивом её грандиозности, вечности и мудрости? Огромный, ровный свет, неиссякаемый, вечный, величавая.
Что в обращении лирического героя к Природе указывает на его понимание места человека в окружающем мире? Найдите ключевые слова, раскрывающие мироощущение героя. (Общая мать, страх, совершенство и счастье. Лирический герой убежден в полной гармонии отношений между Природой и человеком, в её материнской заботе, о её заботе о его благе и счастье).
Каким новым содержанием наполняется образ Природы при более близком общении с ней лирического героя? Какой образно-лексический ряд придает новые черты образу Природы?
Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже её угрожающий вид по отношению к нему?
Чем отличаются законы человеческой жизни от природных? Найдите слова, составляющие тему особенности жизни людей.

Вывод: чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди – по другим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

Какой художественный прием использует И. С. Тургенев, создавая образ Природы, и с какой целью?
Свое произведение И. С. Тургенев назвал “стихотворением в прозе”. Прочитаем в учебнике определение этого жанра.

Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.

Какова история создания Тургеневым подобных произведений?

3. Сообщение учащегося.

Сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Сборник “Стихотворения в прозе”, изданный в России, содержал 51 стихотворение. Остальные издавались в Париже, где писатель жил примерно с конца 50-х годов 19 в. Стихотворения писались в дни русско-турецкой войны 1877-78 г.г.
Тургенев создал новый для русской литературы жанр – стихотворения в прозе. Часть их появилась в декабрьском номере “Вестника Европы” за 1882 г. Много лет спустя, в 1927 г., парижском архиве Тургенева французским профессором А. Мазоком было найдено ещё 31 стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 г. , а в России – в 1931 г. Завершает сборник стихотворение “Русский язык”, которое является своеобразным торжественным гимном родному языку.

4. Чтение стихотворения “Русский язык” учителем.

Какими эпитетами характеризует Тургенев русский язык? Эпитеты даны целой обоймой, и один из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к его носителю – народу. Великий язык – великий народ.
Эти 4 определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публичных выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.
Вы знаете, что язык, как и природа, страдает от неумелого использования. В наше время уже можно и даже нужно говорить об экологии языка. Наша творческая группа провела микроисследование и сейчас даст нам отчет о состоянии и качестве речевой атмосферы в классе.

5. Отчет творческой группы.

6. Лингвистический тренинг.

Очень часто возникает непонимание из-за того, что речь перенасыщена жаргонизмами и заимствованиями. Я приведу вам некоторые примеры, а вы, так сказать, “переведете с русского на русский”. “В прошлый уик-энд мы клево оттянулись на плэнере. Зыркали такой классный закат, что до сих пор тащимся! В следующие холидеи обратно туда почапаем”. (В прошлые выходные мы прекрасно отдохнули на природе! Видели такой красивый закат, что он нам до сих пор вспоминается! В следующий выходной опять поедем на то место).
Вы сами убедились, что употребление жаргонизмов, слов-паразитов затрудняет понимание сказанного, “наносит раны” языку. Прочтем высказывания писателей о русском языке.

Какая речь лучше: “засоренная”, искаженная или правильная, ясная, точная?
– Как эти высказывания помогают раскрыть и углубить характеристику русского языка, данную Тургеневым?
– Влияет ли на язык, по-вашему, окружающая природа? Каким образом?

III. Подведение итогов.

Звучит музыка.

Красота природы отражается языком и в языке. Это две составные части одного понятия – красота. Так что же входит в понятие красоты в вашем понимании? Считаете ли вы, что красота спасет мир? Почему?
Завершить наш разговор я хочу стихотворением Е. Шкловского “Ты береги нас”:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу”.

Итак, наш урок завершается. Что нового, интересного вы узнали на этом уроке? Какой можете сделать вывод по уроку?
Среди юношей и девушек, окончивших школу, немногие выберут профессию филолога, биолога, эколога, но людей, неравнодушно относящихся к природе, к родному языку, будет великое множество. Я надеюсь, вы будете беречь нашу Землю, прекрасную и по-детски беззащитную, наш родной язык, будете следить за своей речью и не допускать искажения языка в речи других. Я надеюсь, что вы вырастете людьми, неравнодушными к красоте слова и природы, к красоте мира в широком смысле слова, ведь “природа – наш дом, а равнодушие к природе – равнодушие к своей судьбе”.

Домашнее задание:

  • 1 уровень – выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева “Русский язык”.

  • 2 уровень – найти и выучить стихотворение в прозе о русском языке другого автора.

  • 3 уровень – написать сове стихотворение в прозе о природе или о русском языке.

Для всех: на стенде вы можете прочитать дополнительную информацию о стихотворении И. С. Тургенева “Русский язык”. Ответить на поставленный вопрос.
Обратите внимание на выставку книг, которыми можно воспользоваться при подготовке домашнего задания.


Свежие документы:  Итоговый тест по литературе для учащихся 2 курса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: