Конспект урока по Литературе «Кто он – современный Ионыч?»








Разработка урока — диспута

Кто он – современный Ионыч?”



Вопросы к диспуту.

  1. Расскажите краткую историю доктора Старцева.

  2. Какие вы находите общие черты в судьбе самого Чехова и его героя?

  3. Встречались ли вам в жизни люди, подобные Ионычу? Приведите примеры

  4. Какие черты, по-вашему, отличают современного Ионыча?

  5. Кто виноват в превращении Дмитрия Старцева в Ионыча?

  6. Чем опасен современный Ионыч?

  7. Сделайте вывод: кто такой современный Ионыч?



План урока.



Тема. Кто он – современный Ионыч?



Цель.

  1. Показать учащимся отрицательные стороны мещанства, обывательщины.

  2. Способствовать развитию умения спорить, отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы, размышлять.

  3. Воспитание чувства непримиримости к обывательщине, мещанству. Воспитание активной жизненной позиции.



Метод. Урок – диспут.



Наглядные пособия. Портрет Чехова; литература о Чехове; иллюстрации учащихся, изображающие героев рассказа “Ионыч”; кадры из фильма “Ионыч”



Эпиграф. Не бойтесь друга – в худшем случае он может предать вас. Не бойтесь врага – в худшем случае он может убить вас. Бойтесь равнодушных; именно с их молчаливого согласия происходят на земле все предательства и убийства.

Б. Ясенский.











Ход урока.



I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Итак, мы с вами приступили к изучению творчества Чехова, изучили его биографию, творческий путь. Мы пришли к выводу о том, что не случайно именно Чехов стал автором известных слов “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…” Чехов был именно таким человеком, наверное, именно этого принципа придерживался он в процессе воспитания своей личности когда он “по камням выдавливал из себя раба.” Сегодня поговорим о его рассказе “Ионыч”.



В этом рассказе мы видим, как подмена человеком истинной своей ценности суррогатами, рискует стать началом того великого, завистливого, пошлого существования, которое характеризуется понятиями “мещанство”, “обывательщина”.



Так и произошло с героем рассказа Дмитрием Ионовичем Старцевым.



Учитель. Расскажите краткую историю доктора Старцева.(один или несколько учащихся рассказывают)

Учитель. Какие вы находите общие черты в судьбе самого Чехова и его героя?

Учащиеся находят черты сходства. Чехов – сын купца, внук крепостного. Ионыч – сын Дьячка.

В молодости оба интересовались искусством, театром. Оба – медики по образованию.

Учащиеся делают вывод

Чехову и Ионычу до 30 лет, прошли один и тот же путь. Но Чехов стал Чеховым, человеком с большой буквы. А кем стал Старцев? Обывателем и мещанином.

Учитель. Образ мещанина, обывателя не нов в литературе. Еще в I веке до нашей эры древнеримский поэт Петроний написал роман “Сатирикон”.

Главный герой романа – разбогатевший выскочка Трималхион. Гостям на пирах он рассказывает о поэзии Гомера, гордится своими двумя библиотеками – латинской и греческой. Но говорит об этом в каком-то шутовском тоне, пародийном, и становится ясно, что книг этих он не читает и Гомера не знает.

Близка эта тема и к поэзии Маяковского. Вспомним его стихотворения “О дряни”, “Прозаседавшиеся”.

Видите, как стар этот образ. Трималхиону уже две тысячи лет.

Старцеву – Ионычу – 100 с небольшим.

Мещанину Маяковского – почти 100.



Вопросы учителя: А кто же такой современный Ионыч?

Может быть этот образ исчез с лица земли?

Встречались ли вам в жизни люди, подобные Ионычу?

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры, спорят(примеров достаточно много)

Учитель. Так какие же черты отличают современного Ионыча?

Учащиеся называют пошлость, вещизм, духовную бедность и т.д.

Учащиеся в процессе дискуссии, называют по их мнению, главное, что отличает современного Ионыча. Он делит мир на моё и не моё

Учитель. Давайте нарисуем портрет современного Ионыча.

Учащиеся называют черты, отличающие современного мещанина.

но в процессе дискуссии приходят к мысли, что современный мещанин часто собирает книги, ходит на выставки, хорошо одет, говорит “о культурных вещах”, то есть внешне, весьма симпатичный человек.

Учитель. Так как же отличить обывателя, мещанина от действительно образованного человека.

Учащиеся говорят, что часто это трудно. Современный мещанин озабочен не совершенствованием собственной личности, а созданием личины эрудита, ценителя прекрасного. Ценит лишь то, что престижно. Он стремится “казаться”, а не “быть”

(Возникает спор)

Ведь но часто много знает, Но это лишь внешне,

Выражение

учащихся слишком он уж все знает, это настораживает. Это лишь из желания поразить.

Нет за ним ни истинной духовности, ни знаний, ни души.

Даже на такие понятия, как дружба, любовь они смотрят “со своей мещанской колокольни” – выгодно это или нет.

Учитель. Но ведь эти качества присущи Ионычу, а мы говорим о современном мещанине.

Какая между ними разница?

Учащиеся в процессе спора говорят, что современный Ионыч опаснее, так как он скрыл свое настоящее лицо под маской духовности.

А “с Ионычем все ясно”

Его видно сразу.

Учитель. Итак, вы считаете, что современный мещанин опасен?А Чем?

Ведь он никого не ограбил, не убил. И не собирается этого делать.

Учащиеся приходят к выводу, что он страшен своим равнодушием к окружающим.

Учитель. Обращает внимание на слова эпиграфа “…бойтесь равнодушных…”

Можете ли вы привести примеры из жизни, когда по вине равнодушия человека случилась беда?

Учащиеся приводят многочисленный примеры

Учитель. Как по-вашему, кто виноват в превращении Старцева в Ионыча

Учащиеся (спор – среда, эпоха, сам)

Учащиеся приходят к выводу, что главный виновник он сам.

Учитель напоминает учащимся стихотворение Заболоцкого “…не позволяй душе лениться…”

Виноват сам человек. Никто не делает человека ни гением, ни лодырем, ни мещанином. Человек сам строит свою судьбу.

Восточная мудрость гласит “Человек может считать жизнь прожитой не зря, если он родил сына, построил дом, посадил дерево”

А что оставил после себя Ионыч?

Учащиеся У Ионыча тоже три дома, только он их не построил сам, а купил.

(спор – какая разница? – большая!)

У Чехова тоже был дом в Ялте, он тоже его купил. Но что осталось после него? Не только книги – духовное. Он выводил новые сорта роз – они до сих пор живут (растут).





Вывод

После Ионыча ничего не останется людям, после современного мещанина – тоже. Только материальное. Он никому не сделал плохо,но и никому не сделал хорошо. От него нет хорошего следа на Земле.

Учитель. Вы понимаете, к какой важной проблеме мы подошли?

Это, фактически, вопрос о выборе жизненной позиции. Два пути перед человеком – каким идти? Это вопрос к пятнадцатилетним, к вам!

(Добросклонов Некрасова лет пятнадцати. Григорий твердо знал уже что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка)

Как мы ответим на этот вопрос (одним словом)

Кто же такой современный Ионыч?

Учащиеся. Он наш враг. (Есть несогласные)

Учитель. Вопрос “не для ответа, а для раздумья”- чему тебя научила история доктора Старцева?





Домашнее задание: Сочинение на тему “Чему меня научила история доктора Старцева”

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе, посвященное жизни и творчеству С. А. Есенина

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: