Конспект урока по Литературе «М.И Цветаева и О.Э Мандельштам. Стихи о Москве. Проблема взаимовлияния»


« М.И Цветаева и О.Э Мандельштам. Стихи о Москве.

Проблема взаимовлияния».


Шакирова Елена Юрьевна

учитель русского языка и литературы Свияжской СОШ, пгт Нижние Вязовые

Республика Татарстан.


Цель урока:

— отработать навык сопоставительного анализа поэтических произведений.


Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся со стихами о Москве М.И.Цветаевой и

О.Э Мандельштама.

-расширить представление учащихся о средствах художественной

выразительности.

-повторить основные черты поэтики О.Э Мандельштама.

-выявить своеобразие творческой манеры М.И Цветаевой.

-определить черты поэтики Мандельштама, проникающие в

посвящённые ему стихи Цветаевой.

Развивающие:

-обогащение речи учащихся средствами выразительности поэтиче

ской речи, развитие аналитического художественного мышления,

развитие памяти.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма,

чувства прекрасного.

Оборудование: Портреты поэтов с эпиграфами:

« Как облаком сердце одето

И камнем прикинулась плоть,

Пока назначенье поэта

Ему не откроет Господь»

О.Э Мандельштам.


« Вся моя жизнь –

роман с собственной душой.

Возьмите стихи-

это и есть моя жизнь».

М.И Цветаева.

Виды Московского Кремля и православной Москвы: Спасская башня, Благовещенский собор, Благовещенская башня, Успенский собор, Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого.

Индивидуальные рабочие карты учащихся: задания лабораторного характера по поэтическим текстам Мандельштама и Цветаевой, сопоставительная таблица – Черты поэтики, стихотворные тексты для анализа.


Методические приёмы: метод проблемного обучения, практический метод.


Подготовка к уроку: Предварительное изучение биографии и творчества М.И Цветаевой и О.Э Мандельштама, истории создания стихотворений , предложенных для анализа на уроке, заучивание стихотворений наизусть, подготовка сообщений о поэтах, подбор песен и музыкальных композиций для мелодекламаций.





Ход урока.

1.Вступительное слово.

(мелодекламация- Энио Морриконе «Профессоионал» )

Есть удивительная страна , имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному , ароматному. Стоит закрыть глаза и ты почувствуешь «ласку рассвета», увидишь последнюю «краску заката» , «тропинку с бродом через ручей», почувствуешь «времени резкую дату».Удивительно всё это, конечно, но такова высшая поэзия!

Порой бывает так : что-то случайное, второстепенное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от вашего взора главное в творчестве поэта и даже исказить его подлинный облик. Но если поэт был истинным сыном своего народа, если чувство Родины всегда жило в нём, то рано или поздно этот туман рассеется бесследно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится его неповторимый образ.

Так было с Пушкиным, Лермонтовым и другими поэтами прошлого века. Ныне , на «расстоянии», они становятся для нас ближе и прекрасней.

Свежие документы:  Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе «Знакомство со звуком и буквой З з»

2.Основная часть.

Ученик: В один из осенних дней 1910 года из Трёхпрудного переулка вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у неё внушительная стопка стихов, в душе дерзость и решительность. В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой исполнилось восемнадцать лет, постучалась в двери русской литературы.

Вся моя жизнь- роман с собственной душой

Возьмите стихи-это и есть моя жизнь.

Ученица: Анна Ахматова писала: «Мы знаем историю Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда доносилась до нас эта новая божественная гармония, которую называют поэзией Осипа Мандельштама:

Как облаком сердце одето

И камнем прикинулась плоть,

Пока назначенье поэта

Ему не откроет Господь:

Он ждёт сокровенного знака,

На песнь, как на подвиг, готов:

И дышит таинственность брака

В простом сочетании слов

Учитель: Сегодняшний наш разговор о двух ярких поэтических фигурах двадцатого столетия – М.И Цветаевой и О.Э. Мандельштаме, а именно о характерных чертах их творческой манеры.

Ваша работа , которую вы будете выполнять на уроке, носит некий обобщающий лабораторный характер. Вы получили листы с заданиями и сопоставительную таблицу, в которую нужно будет внести ответы с описанием характерных признаков поэтики этих двух замечательных поэтов.


3.Выполнение заданий, работа с сопоставительной таблицей.

После выполнения каждого задания предполагается проблемное обсуждение, поставленных вопросов, обобщение, выводы, чтение стихотворений наизусть, творческо-биографические комментарии, прослушивание песен на стихи Цветаевой и Мандельштама. Параллельно идёт работа с сопоставительной таблицей (Приложение 1)

Задание 1.

Назовите основные черты поэтики О.Э Мандельштама периода сборника «Камень» 1913 года, используя план:

1.Охарактеризуйте лексику Мандельштама.

2.Укажите место изобразительно-выразительных средств в его поэзии (оксюмороны, гиперболы, инверсии, разрывы слов, повторы).

Какие типы лексических единиц использует Мандельштам в своих стихотворениях (неологизмы, вульгаризмы, просторечные слова).

3.Охарактеризуйте рифму, способы рифмовки, используемые поэтом. Можно ли говорить о богатстве рифмы в стихах Мандельштама.

4.Расскажите об особенностях выражения лирического «Я» в

стихах Мандельштама.

5.Охарактеризуйте ритм, тональность, преобладающие в стихах Мандельштама.


чтение наизусть стихотворения М.Цветаевой «Четвёртый год» 1916 г.


Задание 2

На примере стихотворения «Четвёртый год» 1916 года выявите особенности поэтической манеры М.Цветаевой. Для ответа используйте план:

1.Охарактеризуйте лексику Цветаевой (прямое , переносное значение, способность передавать внутреннее движение).

2.Как изображена маленькая Ариадна ? Как вы думаете, почему Цветаева употребляет нелепое , на первый взгляд, сравнение девочки с Наполеоном?

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «По рецепту профессора Пирогова» (рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

3.Охарактеризуйте звуковой уровень стиха, определите роль звукообраза в портрете дочери.

4.Определите смысловую роль повтора (лейтмотивные строки, «нанизывание» однородных членов предложения, повтор звуковых сочетаний).

5.Как ритм, синтаксические повторы, анафора (единоначатие) выражают возможность для лирической героини и героини стихотворения маленькой Ариадны) осуществить свои мечты?

6.В чём заключается синтаксическое своеобразие стиха Цветаевой?

Обратите внимание, строго ли следует автор правилам пунктуации в постановке знаков препинания?

7.Охарактеризуйте своеобразие рифмы Цветаевой.

8.Как композиция стихотворения выражает авторский замысел?

9.Порассуждайте о роли ледохода в стихотворении


-творческо — биографический комментарий — 1 , прослушивание песни на стихи М.Цветаевой «Ворожба».



Задание 3.

Теперь обратимся к циклу Цветаевой «Стихи о Москве», многие строки которого навеяны встречами с Мандельштамом. Прочитайте второе стихотворение цикла. Чем это стихотворение отличается от ранее рассмотренных нами? Чем можно объяснить необычный для Цветаевой стиль? При ответе на вопрос воспользуйтесь сопоставительной таблицей.

-чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой «Из рук моих — нерукотворный град», «Семь холмов- как семь колоколов…», «Москва! Какой огромный странноприимный дом…», прослушивание песни на стихи М.Цветаевой « Облака вокруг».


Задание 4.

Выделите в стихотворении «Из рук моих- нерукотворный град…» характерные черты цветаевского письма. Из 7 и 8 стихотворений цикла «Стихи о Москве» выпишите строки, в которых ярче всего обнаруживается характер лирической героини поэзии Цветаевой.


-творческо-биографический комментарий- 2, чтение наизусть стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…», «В разноголосице девического хора…»






Задание 5.

Прочтите стихотворение Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…» и «В разноголосице девического хора…».Можно ли говорить о том, что влияние поэтов было взаимным? Обоснуйте свой ответ.


-творческо-биографический комментарий- 3, прослушивание песни на стихи О.Мандельштама «Шерри- бренди».


Задание 6.

Чтобы наши предположения о влиянии Цветаевой на поэтическую систему Мандельштама не были голословны проанализируем стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…» , используя план:

1.Определите тему стихотворения.

2.В чём состоит особенность временной и пространственной организации стихотворения? Как звукопись отражает эту организацию?

3.Проследите за сменой исторического плана изображения.

4.Почему третья строфа становится идейным центром стихотворения?

5.Раскройте символику строки «Не три свечи горели , а три встречи…»

6.Как меняется повествование в четвёртой строфе? Какие дополнительные смыслы в изображении толпящегося у Иверской церкви народа привносит отсылка к Смутному времени во втором четверостишии? Обратите внимание на символику образа «чёрного неба».

7.Перечислите образы, с которыми отождествляет себя лирический герой. Как эти исторические параллели выражают авторское предчувствие тяжёлых испытаний в жизни России?

Свежие документы:  Сочинение на тему "Камень Александра"


-творческо — биографический комментарий – 4


Задание 7.

Как встреча с М.Цветаевой изменила характер поэзии О.Мандельштама? Какие черты поэтики Мандельштама обнаруживаются в цикле стихов Цветаевой о Москве?

4.Заключительное слово учителя.

Обобщая всё сказанное по проблеме поэтического диалога между Цветаевой и Мандельштамом, можно говорить, что знакомство двух поэтов оказало большое влияние на их творческое развитие.

Москва и православие до встречи с Цветаевой не привлекали Мандельштама. Дружба с Мариной Цветаевой по- новому открывает Осипу Мандельштаму Москву, а с нею и древнюю православную Русь.

Для Цветаевой тоже не прошли бесследно беседы с Мандельштамом: мы наблюдаем проникновение черт поэтики Мандельштама в стихи Цветаевой, обращённые к талантливому поэту- современнику. Нехарактерные для её поэзии торжественность , сдержанность и мелодичность окрашивают цикл «Стихи о Москве». В стихотворениях этого цикла мы не встретим гипербол и оксюморонов, афоризмов и неологизмов. Синтаксис , ритм и рифма изменяются в сторону размеренности, почти полностью отсутствуют восклицательные знаки, разрывы слов. Исчезают и характерные для поэзии Цветаевой неточные экспрессивно- богатые рифмы.


5. Домашнее задание.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: