Конспект урока по Литературе «М.М.Зощенко. Рассказ “Монтер” 7 класс


Урок литературы

М.М.Зощенко. Рассказ “Монтер”.



Цели:

  1. Образования:

углубить знания учащихся о М.М.Зощенко, познакомить с содержанием и идейно-художественными особенностями рассказа “Монтёр”.

  1. Воспитания:

подвести учащихся к мысли об уважении таланта.

  1. Развития:

Развивать умение понимать авторскую оценку, отличную от оценки повествователя.



Оборудование урока:

портрет М.М.Зощенко, выставка книг, таблица “Отношение автора и рассказчика к монтеру”, “Шариков и Мякишев”, текст рассказа.



I. Подготовка к восприятию.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с рассказами М.М.Зощенко “Галоша” и “Встреча”. Вы помните высказывание В. Шкловского о том, что Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, но больше озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса”. Этому человеку нужно было открыть глаза.

В решении этой непростой задачи увидел Зощенко своё писательское назначение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.М.Зощенко “Монтёр”, который был опубликован в журнале “Бегемот” за 1926г. В №42. Рассказ публиковался под названием “Сложный механизм” или “Театральный механизм”



II. Определение уровня

читательского восприятия.

  1. Понравился ли вам рассказ?

  2. Какие чувства он у вас вызвал?

  3. Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?



III. Восприятие, осознание, осмысление.

  1. Кто, по-вашему, важнее для театра: тенор или монтёр? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

  2. Что движет монтёром?

  3. Какие качества характера присущи Мякишеву?







С

Развитие действия

Развязка

хема композиции рассказа Монтёр

Экспозиция

Завязка

Монтер неудачно снят на групповом снимке

В театр являются барышни

Кульминация

Монтёр отказывается работать

Требования монтера удовлетворены







Тенор

Монтер





  1. Справедливость —

  2. Скромность —

  3. Честность —

  4. Отношение к окружающим

  5. Место в жизни

  6. Жизненная позиция + —

  7. Талантливость + —



Ребята, кому-нибудь понравился монтёр? Если да – то чем и за что?

  1. Как стиль рассказа помогает саморазоблачению рассказчика??

О чем говорят слова: “Дело это произошло в Саратове или Симбирске, словом, где-то недалеко от Туркестана”?

  1. Согласны ли вы с утверждением повествователя, что в театре все равны? Обоснуйте свой ответ.

  2. Представьте, что вы директор театра. Как бы вы разрешили спот между тенором и монтёром? Уважили бы вы Ивана Кузьмича?

  3. Что такое талант, и каким должно быть отношение к таланту в обществе? Должен ли талант защищать себя?

А

Автор

Повествователь

вторская концепция и отношение к монтёру рассказчика.

Монтёр – серая личность, технический персонал. Может быть заменён другим человеком, хорошо выполняющим свои обязанности.

Монтёр — главная фигура в сложном театральном мире. “Факты сами за себя говорят”. “Подумаешь, тенор!”











Страшно, когда серость торжествует над талантом!!!

Обобщение учителя:

Не всегда авторское отношение к герою совпадает с оценкой рассказчика. В данном рассказе идея изъята из уст повествователя.

Актуален ли рассказ в наши дни?

В чем его актуальность?

Вы уже обратили внимание на необычность языка Зощенко. Он отлично знал жизнь, духовные и бытовые интересы своего читателя и прекрасно знал его язык,который был груб, неуклюж, бестолков, но он существовал, живой, непридуманный, а сам собою сложившийся, пусть скудный по литературным меркам, и все-таки – русский язык. Не каждый писатель способен спуститься с высот литературы и заговорить с людьми, о которых и для которых он пишет, на их повседневном, понятном языке, в той же тональности,в какой они говорят между собой в обыденной обстановке.

М.М.Зощенко писал о своем языке: “Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей”.

Сжатое письмо, короткая фраза – вот в чем секрет успеха Зощенко, его индивидуальный стиль.

Подведение итогов:

Домашнее задание:

Литература: И. Зощенко. Собрание соч. В 3 т., т I. Рассказы и фельетоны.Л., Худож. лит., 1986.

Ю. Томашевский. Рассказы и повести М.Зощенко. М.,1986.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Коррекционный час по теме «Посуда»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: