Конспект урока по Литературе «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» 7 класс


Малые жанры фольклора

Пословицы и поговорки

 

Цели  урока: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Задачи урока:

  • обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

  • развитие речи учащихся;

  • воспитание любви к Родине, к природе, своей семье, труду. 

Оборудование: презентация, дидактический материал (карточки с заданиями для каждой группы).

Ход урока

А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин.

 

1.Организационный момент. (Приветствие, настрой учащихся на дружескую волну)
Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»!
(“Терпи, казак, атаманом будешь!”), наставляют (“Умей вовремя сказать, вовремя смолчать”), предостерегают (“Береженного Бог бережет!”), примиряют (“Стерпится – слюбится!”).

2. Вызов.
— Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать, корень как в слове дословный, суффикс из слова ученица, а окончание, как в слове рука. (пословица).
3. Объявление темы урока

— Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. Пословицы и поговорки русского народа.

— Не показалось ли вам необычной моя речь в начале урока?
4. Стадия осмысления

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса предыдущих классов. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.
Верно ли что:
Пословица является народной мудростью. (+)
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)
Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)
Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)
В пословице есть ритм и рифма. (+)
Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)
5. Целеполагание

— Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока.
6. Из истории

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке.

— В чем же прелесть пословиц и поговорок? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. «Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, — говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:
Слава русской речи велика,
Год от году все сильней становится.

И острей граненого штыка
Наши поговорки и пословицы!

7. Теоретический материал

Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками?

Запись в тетради:

ПОСЛОВИЦА —  малый жанр фольклора, сжатое, законченное изречение с поучительным смыслом.

ПОГОВОРКА — образное выражение, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).

8. Закрепление

Пословицы  недаром  молвятся,

Без  них  прожить  никак  нельзя!

Они  великие  помощницы

И  в жизни верные друзья.

Порой  они  нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица  вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Просмотр отрывков мультфильмов, подбор к сюжетам пословиц и поговорок.

9. Работа в парах по дидактическому материалу.


10. Рефлексия.
— Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?
— Составление синквейна. Давайте составим синквейн на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость.

V. Домашнее задание.
Статья учебника о пословицах и поговорках

Доклад о В.В.Дале (индивидуальное задание)

Подобрать пословицы о Родине
— Оценим нашу работу.
Оцените себя честно и принципиально.
— А я оцениваю вашу работу так.
— Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. Я очень вам благодарна за урок.
Наш век очень трудный, тревожный для России. И тут бы вспомнить слова Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!” Сохранить бы, опереться бы на него! Но нет. Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык. Всё заменяющее “О кэй!”, сленги из рекламы, заимствованные термины из иностранных слов, молодёжный сленг, — всё это угрожает русскому языку, а значит, нашей культуре.

В чём спасенье? Здесь не может быть простого и однозначного ответа, т.к. болезнь слишком сложна. Но бесспорно одно, что фольклор – как живая вода отмоет и отчистит всё, что соприкасается с ним. А пословицы и поговорки удобны в употреблении, красивы, с юмором и имеются на все случаи жизни. Почаще обращайтесь к ним!


 






Свежие документы:  Тема урока: Она была поэтом. Жизненный путь Анны Ахматовой (11 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: