Конспект урока по Литературе «Пейзаж в литературе и живописи» 6 класс


Урок по теме: « Пейзаж в литературе и живописи» (6 класс)

( по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Задачи урока:

Образовательные:

  • проследить , как с помощью художественных приемов живописи и литературы изображается пейзаж;

  • закреплять знания литературоведческих терминов и понятий;

  • формировать знания о художественных выразительных средствах и их роли в произведении;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать художественный и эстетический вкус, образное и логическое мышление,

Воспитательные:

— прививать любовь к родному слову, к родной природе;

— воспитывать интерес к жизни и творчеству выдающихся людей.

Оборудование: иллюстрации Е.Рачева к повести М. Пришвина «Кладовая солнца»

Ход урока:

1. Слово учителя : Сегодня на уроке мы поговорим о пейзаже в литературе и живописи, который воспроизводит богатство и красоту природы. Помогут нам художник – слова М. Пришвин и художник – кисти Е.Рачев.

Живопись – это особый вид искусства, отображающий предметы, явления при помощи своих художественных средств: линий, красок, оттенков, размещения предметов на плоскости, их формы.

Для изображения предметов, жизненных явлений художник – слова подбирает особые слова, яркие по своему звучанию и глубокие по содержанию, а художник – кисти подбирает краски, располагает тени и свет, рельефность линий, выделяет те или иные предметы, но и тот и другой изображает жизнь и природу, окружающую нас.

Сегодня урок необычный, мы будем рисовать не только словами, но и кистью. Побываем в мастерской художника Е.Рачева, который иллюстрировал повесть «Кладовая солнца». Для этого мы должны вспомнить художественные приемы, которые использует живописец.

2. Словарная работа:

  1. Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в художественном произведении.

  2. Иллюстрация – рисунок, поясняющий что – нибудь.

  3. Палитра – подбор красочных сочетаний в картине.

  4. Оттенок – разновидность одного и того же цвета.

  5. Линия – черта на плоскости , на какой – нибудь поверхности или в пространстве.

  6. Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.

  7. Тон – оттенок цвета, красок по яркости.

3. Описание иллюстраций учебника Е.Рачева учащимися, выполнившими это задание дома.

Вывод: Художник Е.Рачев — мастер своего дела. Свои мысли и чувства он выразил с помощью художественных средств: красок, оттенков, линий, предметов. Он оживил пейзаж М. Пришвина, Мы увидели творение двух художников.

4. Групповая работа: художники и писатели иллюстрируют и анализируют эпизоды из повести «Кладовая солнца», затем защищают свои проекты по плану (класс предварительно поделен на группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

Художники

План:

  1. Какое время года изображено на рисунке?

  2. Куда вас приводит писатель?

  3. Что вы видите перед собой?

  4. Кого или что изобразили и среди какой обстановки?

  5. Какие краски и оттенки использовали в своем рисунке, и какое настроение они передают?

  6. Расскажите о линиях, формах , используемых в работе.

Писатели

План:

  1. Найти описание природы в повести.

  2. Какими художественными средствами описывает пейзаж М. Пришвин?

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) антитеза;

г) эпитет.

  1. Какое настроение передает пейзаж?

  2. Для чего писатель включил описание природы в повесть?

Вывод: Пейзаж помогает лучше понять прочитанное произведение: представить героев, передать настроение. Художественные приемы, использованные художниками, оживляют пейзаж, который предстает перед нами во всем своем многообразии и богатстве, силе и красоте.

Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру на тему: «Маленькое путешествие в мир природы».





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: