Конспект урока по Литературе «Т. Александрова «Светофорчик»» 5 класс


КОНСПЕКТЫ

Литература, 5-й класс

Фрагмент урока

Т. Александрова «Светофорчик»


Этапы урока



I. Цель урока.














II. Работа с текстом.


1. Работа с текстом до чтения. Актуализация знаний.









Содержание

Формирование УУД и технология оценивания


— продолжить разговор с обучающимися о сложности и неоднозначности того мира, в который они входят; подвести их к осознанию того, что существуют такие явления, которые человек принять никак не может: боль, угроза жизни людей, унижение человеческого достоинства, физические и нравственные страдания; каждый самостоятельно и осознанно принимает решение, чему сказать ДА, а чему НЕТ.

— познакомиться с понятием «литературная» авторская сказка; закрепить представление о композиции сказки; познакомиться с жанровыми признаками комикса.




Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный, каждый раз удивляющий.

Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это литературная авторская сказка. Написала её Татьяна Александрова. Может кто-то из вас уже слышал это имя? Даже, если не слышали, то мультфильм о забавном домовенке Кузьке, снятый по одной из её сказок, наверное, видели.

Татьяна Александрова была не просто сказочницей, но ешё и художницей. Ей очень хотелось, чтобы все ребята любили рисовать и сочинять сказки.

— Приготовьтесь очень внимательно слушать сказку. Я начинаю читать, а вы продолжаете.




— Как вы думаете, можно ли назвать услышанную вами историю сказкой? Почему?


— Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках литературы, а чем отличается от них?


— Найдите в тексте слова, с помощью которых автор создает впечатление, что светофорчик живой (стоит, смотрит, думает, заметил, радостно сообщил, Был он добрый-предобрый. Посмотрит зеленым глазом, огорчало светика)


— Как называются эти художественные средства выражения?


— Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки, какого он возраста, как он выглядит, можно ли сказать, что он был живым существом, каким он был по характеру, отражались ли его настроение, характер на его лице?


-С помощью каких слов автор помогает составить именно такое впечатление о своем герое?



— С чего началась эта сказочная история?


— Обратимся к тексту сказки. Найдите в нем фрагмент, из которого станет ясно, о чем думал светофорчик, наблюдая за людьми и машинами. (со слов «Стоит и смотрит…» до слов «… особенно, если он спешит»)

— Почему он хотел все дать зеленый свет?


— Какой момент сказки вам показался самым напряженным. Самым ответственным? Почему? Найдите его в тексте сказки и прочитайте, стараясь передать голосом всю напряженность момента. (Со слов «И однажды…»)


— Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам?


— Почему несчастья не произошло? (В его механизме не было такой возможности)


— Чем заканчивается сказка? (Размышлениями Светика о своем поступке)

— С кем делится своими мыслями светофорчик?


— Соглашаются ли с ним слушатели? Найдите в тексте слова, подтверждающие это?








Задание 1 группе:

Представь, что к тебе обратились с просьбой создать комикс по этой сказке.

а) Чтобы выполнить эту просьбу хорошо, надо знать, что обозначает слово «комикс».

Познакомься с разными точками зрения:

-Комикс? Я их очень люблю. Вот я вам сейчас расскажу один, очень смешной…Знаете, мне очень нравиться рассказывать их вслух друзьям или знакомым…

-Комикс? Конечно знаю! Комикс- это от слова «комедия» или «комический», значит, очень смешной. А всегда смешные- клоуны , жонглеры. Вот и получается, что комикс — это картинки с изображеним таких веселых людей.

Согласен(на) ли ты с ними? Познакомь нас с твоей точкой зрения.

б) Попробуй представить содержание сказки в виде комикса.

-Помни, что необходимо выбрать наиболее важные моменты этой сказочной истории. Для этого снова обратись к тексту сказки.

-Подготовься объяснить свой выбор.

-Не забудь, что картинки должны быть размещены в рамках.

-Подумай, какие слова Светика ты поместишь на картинках. Не забудь, что на них могут располагаться и слова автора.



2.Когда учеников одной из школ попросил ответить на вопрос: » О чем эта сказка?»- были высказаны разные точки зрения:



-Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя на улице пешеходам и водителям.

-Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя — светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.

Разделяешь ли ты эти точки зрения? Почему? Может быть, ты думаешь по-другому? Убедите нас в правильности твоей позиции.

3 .Познакомься с мыслями Ильи Шевелева. Выбери ту (или те), которая (которые), по твоему мнению, наиболее точно выражает (выражают) основную мысль сказки.

Каждый должен быть сам себе стрелочником, чтобы вовремя переключать направление собственных мыслей. Иначе может случиться авария.

Хорошее, если оно не к месту, может быть хуже плохого.

Свобода — это не только отсутствие внешних ограничений, но и наличие ограничений внутренних.



— Чему научила тебя история, произошедшая со Светиком?


— Давайте подведем итог урока.


Оцените свою работу по алгоритму самооценки, который лежит у вас на столе.




По вариантам

1. Попробуйте передать содержание сказки виде комикса.


2. Напиши письмо Светику о том, чему научила тебя эта история.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Уметь перестроить информацию из одного вида в другой.

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослу-шанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.






АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровеньрешение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.







2. Работа с текстом после чтения.



























































3. Работа с текстом в группах.




























































































III. Итог урока









VI. Домашнее задание


Свежие документы:  Анализ эпизода из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (книга 1, часть 3, глава 12)» 11 класс





[Введите текст]



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: