Конспект урока по Литературе «творчество Ф.М.Достоевского» 10 класс


Разработка урока литературы по творчеству Ф.М.Достоевского в 10 классе.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 323 Западного учебного округа г. Москвы.

Обучение в 10-11 классах предполагает профилизацию учащихся. Какой бы направленности ни было профильное образование, в любом классе есть ребята, глубоко интересующиеся литературой, историей, языком. Гуманитарное образование и развитие таких детей реализуется в системе элективных курсов, проектной деятельности, но основной составляющей остаётся урок литературы.

Интерес к чтению, изучению гуманитарных дисциплин в закладывается в младших классах и развивается в средней школе, когда на уроках ребятам предоставляется замечательная возможность познакомиться с книгой «Вокруг тебя – Мир», известной многим учителям литературы. Эта книга позволяет по-новому взглянуть на многие произведения литературы, увидеть проблемы, связанные с основами Международного гуманитарного права, задуматься над важными нравственными и этическими проблемами нашей жизни. Именно на уроках по этому пособию в 6-ом классе ребята знакомятся с отрывками из романа В.Закруткина «Матерь человеческая», героиню которого вспоминают, будучи 10-классниками, на уроках, посвящённых творчеству Ф.М.Достоевского, говоря о месте и возмездии, о справедливости и наказании.

В 10 классе ребята не первый и, надеюсь, не последний раз обращаются к творчеству Ф.М.Достоевского. Ещё в начальной школе они познакомились с рассказом «Мальчик у Христа на ёлке». В 6-ом классе, наряду с произведениями писателей 20-ого века В.Распутина «Уроки французского», В.Астафьева «Конь с розовой гривой», Ю.Нагибина «Мой первый друг», в круг детского чтения вошли отрывки из повести Л.Н.Толстого «Детство» и романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», глава «Мальчики». Уже тогда ребята говорят об уроках доброты, вынесенных из детства, о духовной памяти и нравственном опыте человека, думают над словами Алёши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь эдакое прекрасное святое, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасён человек на всю жизнь».

Такими «хорошими воспоминаниями» детства могут стать и школьные уроки, общение и совместное обсуждение какой-либо проблемы, поиски её решения, ответов на волнующие подростков вопросы. В этом отношении у литературы как у учебного предмета неограниченные возможности и ценный материал, потому что предметом здесь становится не только литературное, но и гуманистическое образование и воспитание личности.

Изучение творчества Ф.М.Достоевского в 10 классе может проходить расширенно за счёт обращения к его роману «Братья Карамазовы» как на уроках, так на занятиях элективного курса по литературе. Исследуя вместе с писателем окружающий мир и людей, жгучие проблемы современного Достоевскому 19-ого века, сопоставляя его с нашим временем, мы обращаем внимание на двух героев романов, Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова, в чьих судьбах отразились противоречия поколения.

Один роман Ф.М.Достоевского как бы «дописывается» в другом: аргументы Раскольникова разворачиваются в «бунте» Ивана Карамазова, исповедь героев – это в чём-то реализация исповеди самого писателя.

Ф.М.Достоевский – писатель очень сложный. У него своё отношение к окружающему, своё видение проблем и выходов из них.

Общей чертой всех произведений Достоевского можно назвать боль о человеке. Можно соглашаться или спорить с тем путём, в котором писатель видит спасение, можно отмечать слабые и сильные стороны в позиции автора, но, безусловно, справедлива мысль Достоевского об ответственности каждого за выбранный путь, нравственных законах человеческого общества, о необходимости милосердия в нашей жизни. Гуманистическое мировоззрение писателя имеет огромное значение для современного общества, забывшего некоторые вечные ценности в угоду сиюминутным. Об этом мы и говорили с детьми на уроках, посвящённых творчеству Ф.М.Достоевского.

Урок литературы в 10 классе по теме «Нравственные уроки Ф.М.Достоевского» (по романам Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»).

Цели и задачи:

  • Совершенствовать умение анализировать художественное произведение с точки зрения авторской позиции и проблемы.

  • Учиться видеть сущность явления, давать оценки событиям, поступкам героев, выделять проблему, сопоставлять тексты разных произведений, разные точки зрения.

  • Формировать личностные интеллектуальные и коммуникативные умения, развивать аналитические и речевые способности, умение делать вывод, вести диалог, оформлять монологическую речь, выслушивать мнение собеседников.

  • Формировать личностное отношение к явлению, герою, проблеме, мировоззренческие представления подростка.

Оформление урока:

  • Стенд, посвящённый творчеству Ф.М.Достоевского: портрет писателя, иллюстрации к романам, авторские оценки персонажей, высказывания о писателе и его творчестве, отрывки из сочинений учащихся

  • Выставка книг Ф.М.Достоевского.

  • На доске: портрет писателя, тема урока, эпиграфы:

      • В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

Ч. Айтматов.

      • Каждый человек – алмаз, который может очистить или не очистить себя … Дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н.Толстой.

(Задания, которые учащиеся выполняли к урокам по теме:

  1. Письмо герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову.

  2. Отзыв о «Поэме о Великом инквизиторе» героя романа «Братья Карамазовы» Ивана Карамазова.

  3. Краткая характеристика «мятущегося» времени.

  4. Сравнительно-сопоставительная характеристика героев романов «Преступление и наказание» Родион Раскольникова и «Братья Карамазовы» Ивана Карамазова.

  5. Нравственные уроки Ф.М.Достоевского.


План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Постановка цели, анализ эпиграфов.

  3. Беседа с классом по материалам предыдущих уроков.

  4. Оформление предварительных выводов.

  5. Составление «нравственного кодекса» человека.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.


1. Вступительное слово учителя.

В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с творчеством одного из самых современных писателей, Ф.М.Достоевского. Мы пытались постигнуть необычный мир его романов и взглянуть на происходящее с точки зрения героев и общечеловеческих ценностей.

Достоевский погружает нас в обстановку трагедии, тревоги за судьбу человечества, ставит в острую ситуацию выбора. Его герои в чём-то вечные подростки, вступающие в жизнь, чтобы постичь её смысл, определить своё место в мире.

Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил проблему выбора с такой ясностью, не определил её неотвратимость, не доказал, что, только осознав её и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться вперёд. Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, первой переоценки ценностей пройти «через Достоевского», через те уроки, которые самому писателю дались очень непросто.

2. Объявление темы урока, постановка цели, анализ эпиграфов.

Нравственные уроки Ф.М.Достоевского.

  • Цель – сформулировать некоторые уроки по прочитанным прозведениям, подвести итоги.

  • Продолжить работу дома и на последующих уроках.

  • Оценить своё участие в решении проблемы.

Эпиграфы: две составляющие нашего урока.

(Учащимся предлагается обдумать и прокомментировать слова Ч.Айтматова и Л.Н.Толстого, выделить ключевые слова, подчеркнуть то главное, что будет интересовать нас на уроке: актуальность Достоевского, его тревога за будущее, возможность изменить мир к лучшему.)

3. Беседа с классом.

3.1. Что позволяет нам соотнести эпоху Достоевского и наше время?

3.2. Какое определение дал писатель 60-70 г.г. в «Дневнике писателя»?

3.3. Найдите синоним этому определению: «мятущееся» — кризисное.

Постановка проблемы:

  • Что такое проявление агрессии, преступление через человеческие и юридические нормы для героев Ф.М.Достоевского? Демонстрация силы, вседозволенности, безнаказанности, попытка решить вопросы, которые не решаются на правительственном уровне?

  • Что чувствует человек, переживший трагедию, потерю близкого?

  • Как ответить на причинённое зло? Как победить зло?

  • Может быть, желание справедливости толкнуло героя романа Родиона Раскольникова на преступление: гибель сотен людей или одной старушки ради великой идеи, оправдывающей всё?

  • Можно ли своё несогласие, свой протест против государства, отдельных личностей, законов превращать в месть? Где грань между справедливым возмездием, наказанием и местью?

  • Что можно противопоставить несправедливостям мира? Какой выбор в борьбе со злом сделать? На эти вопросы мы отвечали, анализируя поведение героев романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова.

  • Что объединяет этих героев Достоевского? Что позволяет нам говорить об их общей «точке»? Сделаем выводы по таблице, сопоставляя цитаты (Варианты ответов учащихся предложены в Приложении).

  • Герои оформили свои взгляды: статья Раскольникова и поэма Карамазова. В письмах, адресованных вами Раскольникову, есть опровержение его теории. Некоторые герои романа «Преступление и наказание» опровергают взгляды Раскольникова своим отношением к жизни, людям. В своих работах вы опирались на их мнение.

  • Вспомните, кому из героев принадлежат эти слова, укажите имя героя на листочке:

1) «Это человек-то вошь». «Убивать? Убивать-то право имеете?»

2) «Но ведь ты кровь пролил!»

3) «Если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому, и начнёт «устранять все препятствия»?»

4) «Кровь по совести разрешаешь и с таким фанатизмом даже … Ведь это страшнее … чем официальное разрешение кровь проливать, законное …»

Обратимся к вашим письмам. Ваши аргументы против теории Раскольникова по сути и являются нравственными уроками, вынесенными из романа Ф.М.Достоевского. Прочитайте самые веские, на ваш взгляд, аргументы, запишите обратившие на себя внимание доводы одноклассников.

(Приложение.)

4. Сделаем некоторые выводы

4.1. На доске предложения, которые надо закончить, а затем предложить свои выводы.

1) Самое ценное, что есть … (у человека, — это жизнь)

2) В праве на жизнь и счастье … (все люди равны)

3)

4)

5) (Приложение)

4.2. В отзывах о поэме Ивана Карамазова «О великом инквизиторе» вы выражали своё мнение, оспаривая взгляды автора и его героя. В чём сущность взглядов и противоречий Ивана Карамазова, отразившихся в поэме? Обратимся к вашим отзывам.

(Ответы учеников:

1) «Иван не может понять, совместить существование Бога со злом, не может принять мира, в котором страдают дети».

2) «Любя детей, ненавидит взрослых, забывая, что в мире всё взаимосвязано».

3) «В его поэме противостоят 2 концепции мира, гармоничного общества. Идея Христа связана с духовной свободой человека, ответственностью за поступок, с которой, по убеждению инквизитора, человек справиться не в состоянии. Идея инквизитора заключается в делении людей на сильных и слабых, как и в теории Раскольникова. Для «избранных» важен «хлеб небесный», для миллионов – «хлеб земной». Духовная свобода – непосильное бремя для обычного человека. Вместо свободы, избранные дадут миллионам иллюзию свободы и счастья, взяв ответственность на себя. Отсюда отношение к человечеству как к стаду, идущему за авторитетом, чудом, хлебом земным».)

4.3. Что в размышлениях героя вызвало ваш протест?

Цитата: «Мы дадим им тихое смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они созданы… Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь, как детскую игру, с детскими песнями, хором, невинными плясками».

4.4. В чём опасность такого отношения к человеку?

( Пренебрежение личностью, лишение её права выбора, свободы – в этом нет гуманизма и уважения к человечеству.)

4.5. Слово учителя.

О гармонии люди мечтали всегда. Великий Инквизитор видит будущее человечества в «тихом смиренном счастье» слабосильных существ. Такое будущее вряд ли можно назвать прекрасным. Писатели 20 века задумались над тем, какие последствия могут иметь разного рода социальные эксперименты, связанные с построением счастливого общества по тому или иному идеалу. В 11 класс мы познакомимся с романом Е.И.Замятина «Мы», в котором он представляет схему Единого Государства, где вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого будущего торжествует бездушный казарменный строй с обезличенными людьми-номерами, интегрированными в послушное и пассивное «мы», неодушевлённый механизм.

В главе государства, Благодетеле, угадывается один из самых страшных градоначальников города Глупова Угрюм-Бурчеев из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина и Великий Инквизитор из поэмы Ивана Карамазова. Люди для них лишь жалкое стадо, которому не нужны ни свобода, ни правда, а только счастье, основанное на сытом удовлетворении и благополучии. Каждый из них уверен (а Раскольников проверяет, способен ли он на это) в своей способности вести людей к земному раю, быть одновременно Благодетелем и Инквизитором. Сравните слова Благодетеля со словами Великого Инквизитора: «Я спрашиваю: о чём люди с самых пелёнок молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье – и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это? Древняя мечта о рае…»

Благодетель Е.И.Замятина – «младший брат» Великого Инквизитора. Безусловно, невозможно ставить абсолютный знак равенства между этими героями. Но авторы проводят одну и ту же мысль: страшна любая система, теория, фабрикующая в массе людей-роботов, делающая главным инструментом своей политики насилие. История 20 века – яркое тому подтверждение.

4.6. Возвращаемся к теме нашего урока. Сформулируйте выводы, к которым вы пришли, анализируя поэму Ивана Карамазова (Приложение).

5. Составление «нравственного кодекса» человека.

Сиюминутным ценностям, главными из которых являются удобство, материальное благополучие, противостоят вечные: добро, истина, красота. Ставя своих героев в острые ситуации выбора, заставляя мучительно размышлять, писатель подводит каждого к единственно возможному ответу на вопросы: «Что же делать? Что противопоставить злу?»

«Красотой спасётся мир», — писал Ф.М.Достоевский.

Какую красоту он пытался противопоставить гибели, злу?

Вспомним второй эпиграф нашего урока: «Каждый человек – алмаз…» Обратите внимание на ответственность человека: «стараться очищать себя». Что же предполагает очищение? Каким должен стараться быть человек? Об этом задумывались не только великие личности, но, возможно, и вы. Давайте определим качества, которыми, по-вашему, должен обладать человек, воспитывать их в себе, которые вы хотели бы видеть в себе, своём друге. Составляем «нравственный кодекс» человека:

  • Честный,

  • Искренний,

  • Добрый,

  • Отзывчивый,

  • Ответственный,

  • Мужественный,

  • Чуткий,

  • Верный,

  • Порядочный.


6. Подведение итогов.

Сегодня, как и сто лет назад, не утихают споры вокруг личности и творчества Ф.М.Достоевского. Но в большинстве своём читатели и критики отмечают правдивость, искренность и гуманизм писателя. Людям близок и дорог писатель, осуждающий любые проявления насилия и произвола, с болью писавший о тяжёлой доле «униженных и оскорблённых», веривший в конечное торжество добра и справедливости. Правда и приоритет человеческих ценностей способны объединить человечество. Через познание и самопознание, через воспитание чувства ответственности за свою судьбу человечество может прийти к гамонии. Поэтому Достоевский остаётся писателем удивительно современным. В борьбе за человека русские писатели всегда начинали с себя. Многие из них вели дневники, в которых формулировали жизненные правила, выдвигали требования к себе. На следующих уроках мы познакомимся с дневниковыми записями Л.Н.Толстого, сопоставим их с выводами сегодняшнего урока, вашими правилами.

7. Домашнее задание.

  • Продолжить обдумывать нравственные уроки Ф.М.Достоевского и «нравственный кодекс» человека.

  • Сформулировать 5 «золотых правил общения с людьми»


Рефлексия: оцените своё участие в уроке, заинтересованность в обсуждаемых вопросах.

Приложения к уроку.

1. Характеристика «мятущегося времени»

  • Распространение теорий и учений, призывающих ко всеобщему счастью ценой жизни млн. людей.

  • Усиливающаяся власть денег.

  • Падение нравственности, рост преступности.

  • Утрата прежних семейных отношений, разрушение семьи, деградация личности.

  • Рост индивидуалистических настроений, эгоизма, своеволия.

  • Проявления террора: 1 марта 1881 г. – покушение и убийство Александра 2, 1 марта 1887 г. – покушение на Александра 3.


2. Сравнительно-сопоставительная характеристика героев.

Родион Раскольников

Иван Карамазов

Отношение к миру, человеку

«Коли действительно не подлец человек… то остальное всё предрассудки».

«Во всяком человеке, конечно, таится зверь гневливости…»

Причастность к преступлению

«Разве я старушонку убил? Я себя убил…»

«Убил отца он, а не брат… а его научил убивать»

Отрицание, безверие

«Да, может быть, и бога-то нет»

«Я не Бога не принимаю, я мира, им созданного… не принимаю и не могу согласиться принять».

«Не Бога я не принимаю, я только билет ему почтительнейше возвращаю»

Раздвоенность героя

«Это ведь дьявол смущал меня»

«Чёрт-то меня попутал»

«Ты моя галлюцинация. Ты воплощение меня самого… моих мыслей и чувств, только самых гадких»

Общая точка героев

«Я не хочу дожидаться всеобщего счастья»

«Если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет…никогда не переменятся люди…»

« Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству, не хочу»

«Мне надо возмездия… не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь уже на земле и чтоб я его сам увидел»


3. Нравственные уроки Ф.М.Достоевского.

  1. Зло порождает зло, насилие порождает насилие, жестокость – жестокость.

  2. В праве на жизнь и счастье все люди равны.

  3. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь.

  4. Человек – это живая душа, личность, а на материал для эксперимента.

  5. Нельзя видеть в мире только зло: кроме него, есть ещё и добро.

  6. Надо иметь много сил, чтобы противостоять жестокости и несправедливости.

  7. Законы существуют. И если не действуют юридические, то человеческие всегда предполагают муки совести.

  8. Преступлением не изменить жизнь к лучшему.

  9. Благо, добытое кровью, не благо.

  10. Если хочешь изменить мир, начни с себя.

  11. Свобода и ответственность не может быть подменена дарованным свыше счастьем.

  12. Истинный гуманизм не имеет ничего общего с пренебрежительно-снисходительным отношением к людям.



4. Литература, используемая при подготовке к уроку:

1) Монахова О.П.Ю, Малхазова М.В.. Русская литература 19 века. Часть 2.

М.: «Марк», 1995.

2) Н.И.Якушин. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. Учебное пособие

Для школ, гимназий и колледжей. М.: «Русское слово», 2000

Свежие документы:  ТЕСТ по творчеству И. А. Крылова 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: