Конспект урока по литературе в 10 классе «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»


Утверждаю: директор школы № 28

Набалова Т.И.———————————




«Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»

(Конспект урока)












Постаногова Маргарита Александровна,

учитель русского языка и литературы






Пермь 2015

Тема урока «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»

1.Цель занятия: Использование учебной ситуации как средства для формирования речевой компетенции учащихся, развития навыка устного произвольного речевого высказывания.

2.Задачи:

  • Формировать метапредметные способы деятельности;

  • Способствовать становлению активной социальной позиции;

  • оптимизировать творческий базис личности учащихся;

  • Актуализировать предметные знания;

  • Развивать навыки работы в команде;

  • Учить управлять своим поведением и эмоциями.



3.Оборудование занятия:

Презентация «Шесть шляп мышления»;

Дидактический материал;

Ученические презентации;

Фрагменты фильма-экранизации.


Урок проводится после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предварительный комментарий:

В основе занятия лежит использование технологии развития критического мышления, в частности, технологии «шести шляп мыщления». Данная технология позволяет находиться учителю и ученикам в одном смысловом, творческом и эмоциональном пространстве, переживать созвучные чувства. Такая ситуация наиболее благоприятна для формирования социально-нравственных качеств современной личности.

Ведь уметь выстроить успешную коммуникацию в соответствии с собственными интересами и целями – одно из важнейших качеств современного школьника. Как сформировать это умение? Один из эффективных способов — использование учебной ситуации на уроке. Учебная ситуация как особая структурная единица учебной деятельности провоцирует собственное действие ученика для формирования его умений осознанного построения речевого высказывания.


Учитель в такой ситуации – не ментор, а координатор, активный слушатель и заинтересованный участник обсуждения.


4.Класс делится на шесть групп, каждая группа получает шляпу определенного цвета ( по жеребьевке или по желанию). В зависимости от цвета шляпы группы предварительно получают следующие задания:

Красная шляпа – выразить свои чувства, эмоции по отношению к теории Раскольникова.

Белая шляпа – дать беспристрастную, объективную оценку теории Раскольникова о делении людей на два разряда.

Черная шляпа — рассмотреть негативные стороны теории Раскольникова.

Желтая шляпа – найти позитивные стороны в теории Раскольникова.

Зеленая шляпа – творчески развить идеи Раскольникова.

Синяя шляпа – дать философское обобщение (почему теории «сверхчеловека » и «сверхнации» так живучи?)



5.Таким образом, каждая группа «примеряет» на себя разные роли: отрицателя, оптимиста, творца новых идей, критика, философа и т.д.

Перед каждой группой поставлены следующие задачи:

  • Не выходить за края своей щляпы;

  • Свою позицию обосновать фактами, знаниями из смежных дисциплин и материалом из различных источников информации;

  • Выступить в роли оппонентов по отношению к другим группам.

6. Перед началом работы выбираем группу экспертов из самих учеников класса.

7. Выступления групп, живая дискуссия.

8. Оценка работы групп выставляется в заранее приготовленные бланки по предложенным критериям и параметрам.


При оценивании подобных ситуаций предложены следующие параметры и критерии:

Критерии

Параметры

Баллы

Соблюдение учащимися этических, лексических и грамматических норм


1. Не нарушают этических, грамматических и лексических норм;

2. допускают незначительные нарушения этических, лексических и грамматических норм;

3. учащиеся допускают серьезные нарушения этических, лексических и грамматических норм.



5


4


3

Использование ранее полученных фактических и теоретических знаний, в частности, на смежных дисциплинах


1. Используют ранее полученные знания;

2. допускают неточности при использовании ранее полученных теоретических и фактических знаний;

3. не используют ранее полученные знания или допускают нарушения и неточности при их использовании.



5


4



3

Использование приемов устного монологического высказывания



1. Успешно используют приемы монологического высказывания;

2.Используют, но не всегда успешно;

3. Не владеют приемами устного монологического высказывания.




5



4


3

Использование материалов учебника и дополнительных источников информации


1.Используют материалы учебника, примеры из текста и дополнительные источники информации;

2. используют материалы учебника и примеры из текста;

3. используют только материалы учебника.




5


4

3



Процедура оценивания должна включать в себя самооценку групп учащихся, оценку группы экспертов (учащихся этого же класса или старшеклассников) и оценку учителя:

9. Рефлексия и саморефлексия.

Послесловие к уроку:

В самой сложной ситуации оказываются ученики, которым нужно или встать на место Раскольникова, почувствовать «нерв» его переживаний, или развить его идею. И тут на первый план выходит мировоззренческая составляющая, умение учеников выделять сквозные идеи, устанавливать причинно-следственные связи. Такие ситуативные задания формируют метапредметные способы деятельности, развивают ведущие природосообразные коммуникации.

Безусловно, самые развернутые, обоснованные и успешные выступления оказываются у групп, получивших черную шляпу (негативная оценка теории), и синюю шляпу (философская составляющая). Интересно то, что некоторые группы выражают желание помочь другим или поработать одновременно в двух шляпах. Для такой деятельности ученикам необходимо умение быстро переключаться на другую позицию и глубоко и уверенно владеть учебным материалом.


Свежие документы:  Игровой материал для букварного периода в 1 классе "Буква Н"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: