Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: «Природа в поэзии Ф.И. Тютчева»


Бабунова Екатерина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга



Конспект урока по литературе в 6 классе по программе В.Я. Коровиной

Тема: Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Цели: 1) образовательная – познакомить учащихся с творчеством поэта, обучить основным приемам анализа стихотворения и выразительного чтения

2) развивающая – развить у учащихся умение «чувствовать» поэзию, находить выразительные средства языка и видеть их смысл

3) воспитательная – формирование интереса к поэзии и уважительного отношения к лирике поэта

Методы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения учителем, беседа

Оборудование: портрет поэта, музыкальная запись, картины с изображением осени































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

Приветствие учащихся.

-Ребята, сегодня мы с вами окунемся в прекрасный мир поэзии Ф.И. Тютчева, будем учиться выразительно читать стихотворения о природе.

Приветствие учителя

II. Вводная беседа

-Ребята, кто из вас любит читать стихотворения?

(Учитель спрашивает у тех, кто не поднял руки, почему им не нравятся стихи)




-Что ж, на уроке мы попытаемся доказать, что создание стихов – это великое искусство, каждое поэтическое слово способно передавать множество образов и значений; соединяясь и переплетаясь с другими словами, обретает сое неповторимое звучание. Нам сегодня предстоит научиться слышать и чувствовать мелодию стихотворения и передавать свои ощущения в чтении.

-Ребята, каких поэтов вы знаете, каких больше всего любите?

-О каком времени года вы предпочитаете читать в стихотворениях?

— А мы с вами будем знакомиться со стихотворением об осени Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Ученики поднимают руки, но не все. На последующий вопрос учителя дети отвечают по-разному: словами можно больше описать, не любят учить стихи и т.д.














-Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин…

— разные ответы детей

III.Рассказ о писателе (может быть скорректирован в зависимости от знаний учеников)

-Ребята, на доске вы видите портрет Федора Ивановича Тютчева. Поэт родился в 1803 году в имении Овстуг на Брянщине. От матери мальчик унаследовал «недюжимый» ум и фантазию. (Учитель знакомит учеников с самыми важными фактами биографии).

Каждое слово в стихотворениях поэта по-особому одушевлено, насыщено своими красками и мелодией. Познакомимся с лирикой поэта (Учитель на выбор читает наизусть разные отрывки из стихотворений Тютчева)

Ребята слушают учителя и делают основные записи в тетрадях

IV. Чтение стихотворения

А теперь, я предлагаю поближе познакомиться со стихотворением поэта «Есть в осени первоначальной…» Во время чтения попробуйте сравнить восприятие осени поэтом, композитором Вивальди и своим, отраженным в ваших работах.

(Учитель читает стихотворение. В это время тихо звучит аудио-запись Вивальди «Времена года», на доске вывешены рисунки осени, которые они рисовали дома)

После чтения учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение про себя.

Внимательно слушают учителя












-читают стихотворения

v. Беседа по первым впечатлениям

Понравилось ли вам стихотворение?


-Что вы ощущали, когда слушали его? Похоже ли настроение музыки с настроением стиховторения?

да, очень.


Разные ответы:кто-то чувствовал радость, кому-то стихотворение навеяло воспоминания, у кого-то вызвало желание отправиться на прогулку в лес и т.д.

VI.Обучение выразительному чтения

Обсуждение первой строфы

-О каком времени года рассказывает нам автор?

-Прочитаем еще раз первую строфу (учитель читает)

-Как вы представляете себе картину, которую рисует поэт?

-Но заметьте, что автор называет вечера «лучезарными». Как вы понимаете значение этого слова?



-Верно! Но эти эпитеты не выражают той степени восхищения природой, которую стремится передать Тютчев. Поэтому он использует именно сочетание «лучезарные вечера».

-Попробуйте выделить в первой строфе слова, без которых мы не смогли бы почувствовать настроение автора?

На эти слова падает логическое ударение. Обратите внимание, что фразы в строфе длинные. Почему?




Тогда где нам необходимо сделать паузы, подумать вместе с автором и насладиться пейзажем?

Обсуждение второй строфы

-Обратимся ко второй строфе (читает учитель)

Мы выяснили, что чтение первых строк неспешное, медленное, плавное. Меняется ли оно во второй части стихотворения?

-Почему? Давайте подумаем?

-О чем говорит нам поэт?


-А сейчас попробуйте выделить слова, на которые падает логическое ударение и расставьте паузы.



-На что переключает внимание поэт, наблюдая осенний пейзаж?



— Правильно. От созерцания природы Тютчев переходит к воспоминаниям о лете. Когда гулял «бодрый серп». Летом кипит работа и нет времени отвлечься и осмотреться вокруг. А осень позволяет предаться наслаждению красотами природы. Именно сейчас блестит на солнце паутинка.

-Ребята, почему поют сравнивает паутинку с тонким волосом?





-Посмотрите, вот мы с вами и выяснили, почему ритм стихотворения меняется: Тютчев вспоминает о лете, но не жалеет. Что это время прошло. И хотя сейчас везде пусто, осень полна неожиданных чудес и явлений природы. Кроме того, обратите внимание, что во второй строфе увеличивается количество глаголов (3), что также способствует динамичности лирики.


Обсуждение третьей строфы

-Перейдем к третьей строфе. (читает строфу) Чем она отличается от первых двух?


Сохраняется ли «медленное» настроение первых строф? Почему?





Интересно, что противопоставляя осень не только лету, но и зиме, поэт использует специальные художественные средства. Найдите их в этом четверостишии и запишите в тетради.

-Вы правильно заметили «льется лазуль», то есть возудх над полем кажется голубым и как будто сливается с небом. Осенью воздух именно такой, какой и нужен для отдыха.


Наблюдение за фонологией

-Мы с вами посмотрели на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в нее. Что мы можем услышать в данном стихотворении?

-Хорошо. Тогда продолжите ряд слов: спокойствие, умиротворенность, мелодичность, неторопливость, созерцание…

-так что же слышит поэт?

-Ребята, а ведь очень важно уметь чувствовать и слышать тишину и покой ранней осени. Посмотрите на слова, которые мы выделили логическим ударением в тексте. С помощью каких звуков создается особая мелодика стихотворения?

-автор тем самым играет нам «звуки, ноты» осени, ласкающие слух.

Наблюдение за синтаксисом

Для того, чтобы передать целостную картину природы осени, Тютчев использует не только образные и звуковые средства, но и синтаксические. Сколько в стихотворении предложений?

-Чем они интересны? Обратите внимание. Какие знаки препинания встречаются дважды? Как вы думаете, почему?




-Верно. Автор побуждает нас к дальнейшему размышлению. Там мы правильно поставили долгую паузу.

Наблюдение за способом рифмовки и размером стиха

-Определите вид рифмы в стихотворении?

-Каков размер стихотворения?

-Заметьте, что ритм стихотворения немного сбивается из-за того. Что более короткие строки идут вслед за длинными.

Итоги беседы

-Давайте поразмышляем, почему Тютчев написал стихотворение именно об осени? Как характеризует это поэта? Наблюдается ли связь с миром и человеком?




-Что значит свет, которым пропитан пейзаж: вечера лучезарны и с неба льется лазурь?

-это уже не лето, но еще не зима: ранняя осень




— начало осени, яркий, светлый день, тихие вечера


Лучезарный – значит блестящий, сверкающий, пронизанный светом (работа со словарем, запись определения в тетрадь)





-Слова: осень, короткая, дивная, лучезарны (запись в тетрадь)



-Это делает чтение стихотворения неспешным и передает спокойствие природы.






первоначальной/…короткая/пора//

хрустальный/…вечера//.




Да, постепенно темп речи убыстряется



-молчание

-он вспоминает о времени жатвы и всматривается в маленькую паутинку.

-Ребята выделяют паузы и слова: «серп, колос, пусто, простор. паутины»


-В первой строфе он рисует нам осень вообще: днем, ночью. А во второй – его взгляд сужается, автор замечает даже паутину.










-может быть, он хотел сказать, что так же и волосок может легко порваться, так и быстро пройдет этот миг, когда природа позволяет нам любоваться первоначальной осенью.






(записи в тетради)








-Здесь автор говорит о том, что скоро наступят зимние бури, но сейчас ему не хочется о них думать.

-Нет

В третьей строфе логическое ударение падает почти всегда падает на глаголы: пустеет, льется, не слышно, лазурь. Авторская речь становится динамичней, ритмичней


-используется сравнение- зимние бури и пустой воздух сравниваются с чистой и теплой лазурью, льющейся на поле.










-молчание




-наслаждение, тишина, счастье…



-тишину и от этого счастлив.







[л],[н]








-три


-Два из них заканчиваются многоточием. Это говорит о какой-то недосказанности. Возможно, автор хочет сказать, что восприятие и ощущение красот природы осени нельзя уместить в нескольких предложениях.




-в первых двух строфах –перекрестная, в третьей – кольцевая.

-стихотворение написано ямбом.







-Поэт говорит, что осень – это старость природы и человека. Человек прожил жизнь. Как проходит лето. Теперь автор спокоен и чувствует печаль, но не грустную, а светлую, каким он изображает осенний день.


-Небо-это свет и чистота, оно дает ощущение покоя и наслаждение тишиной.

VII. Выразительное чтение

Подводя итог нашим рассуждениям, можно сказать, насколько важно внимательное и вдумчивое чтение лирического произведения. Каждое слово в поэзии имеет глубокий смысл. Ф.И. Тютчев не рисовал неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, к природе, что его стихи понятны и близки всем людям. Попробуйте прочитать выразительно стихотворение «Есть в осени первоначальной….»


Несколько человек читают выразительно стихотворение

VIII. Дом.задание

-Ребята, наш урок подходит к концу. Надеюсь, что тем из вас, кому поэзия раньше не нравилась, сегодня она открылась по-другому. Запишите задание на дом: тем , кому стихотворения не нравятся учитель задает кроме общего индивидуальное задание написать в виде небольшого рассказа свои впечатления от сегодняшнего урока. Общее задание: поставить логические ударения, определить способ рифмовки и размер стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»

Записывают домашнее задание

Свежие документы:  Проект урока литературного чтения в 3 классе «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: