Конспект урока по литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

города Череповца









Конспект урока по литературе
в 8 классе

«Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…»»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Елистратова Ксения Александровна









г. Череповец
2014





Тема: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…» (Восприятие, истолкование, оценка), 1 час.

Тип урока: урок-практикум (анализ текста).

Класс: 8.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: совершенствование навыков анализа лирического произведения.

  2. РАЗВИВАЮЩИЕ: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу; развитие эстетики чувств; развитие навыков исследовательской деятельности.

  3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: умственное воспитание; нравственное воспитание (осознание приоритета общечеловеческих ценностей); эстетическое воспитание (оценка прекрасного в жизни и в искусстве).

Задачи урока:

  • сформировать новые знания о художественных особенностях текста;

  • воспитывать нравственную личность; развивать креативные способности учащихся;

  • увидеть в процессе урока, что ребятами усвоено удачно, хорошо, где знания стали уже умениями и навыками.

Оборудование: доска, тетради, учебники, текст стихотворения.

Виды работы: индивидуальная, коллективная.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа, сообщения учащихся.

Ход урока

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Слово учителя.

2. Введение в суть проблемы; объяснение сущности работы на уроке.









3. Сообщение учащегося







































— комментарии к сообщению









4. Работа с текстом:



-Чтение





— Вступительная беседа по тексту, первичное восприятие;

















-Беседа по вопросам.





















-Чтение выборочное;











































-Беседа по тексту.







5. Подведение итогов









6. Д/З


Мы продолжаем изучать творчество МЦ. Цель занятия сегодня вполне конкретна: мы остановимся на одном стихотворение эмигрантского периода творчества этого поэта. Это стихотворение «Рас-стояние: версты, мили…». Но прежде чем мы приступим, послушаем сообщение о Марине Ивановне в эмиграции, то есть, условно говоря, «после России». Вслед за отвечающим, фиксируем важные моменты в тетради:

  • 1922 – эмиграция (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 — Париж);

  • нехватка денег, бытовая неустроенность, непростые отношениями с русской эмиграцией, возрастающая враждебность критики.

  • произведения эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.)

  • 1939 – возвращение на родину: расстрел мужа, арест дочери;

  • 1941 – самоубийство

Поэт более чем трагической судьбы. В свете всего услышанного теперь обратимся к анализируемому стихотворению «Рас-стояние: версты, мили…». Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Читаем текст. «Рас-стояния: версты, мили…»

Как вы можете ответить на вопрос: о чем это стихотворение? Его главная мысль? Докажите. Поэтов связывала друг с другом многолетняя переписка и дружба.



Вдумайтесь: Какое настроение передает стихотворение?

Как видим, интонации более чем характерные для зрелой Цветаевой.

Какой вам кажется лирическая героиня? Что вы можете сказать о ней? Охарактеризуйте.

Противоречие внутреннее и противоречие с миром – основные черты творческого мира поэта; неуспокоенность, несогласие с мирскими радостями, стремление к другим далям – основа ее поэтики, поэтому на случайно текст воспринимается как протест против условностей, прежде всего пространственных.

Зачитаем строки.




 













В приведенных строках какая часть речи доминирует? Почему?

Что здесь бросается в глаза с точки зрения звуковой организации?





Как создается образ того пространства, которое разъединило двух близких людей?





Что можно сказать о строфике стихотворения, его структурной организации?




Сложно ли читать текст?

Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение «спотыкается». Строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза, границы предложений и строк не совпадают.



Какие образы характеризуют душевное состояние героев?



В чем особенность фразы – «не рассОрили – рассорИли»?



Что обращает ваше внимание в первых двух строках? С какой целью, как вы думаете?





Какую часть слова образует это «рас»?

Приведите примеры других слов из этого текста с этой приставкой.





Подведем итоги: какие темы, характерные для эмигрантского периода, обнаруживаем в этом тексте? Как это связано с жизнью поэта за границей?







Д/З: выучить стихотворение «Рас-стояние: версты, мили..», нарисовать или подобрать иллюстрацию к данному тексту, объяснить свой выбор.

Слушают, записывают число, тему урока.













Один ученик выступает с сообщением (10 минут): М. Цветаева в эмиграции.

Остальные – под запись важные даты, события.



































Один из учеников читает текст.



Стихотворение о разлуке. Повтор слов, указывающих именно на расстояние разъединяющее героев (Цветаева – в Чехии, Пастернак – в России).

Отчаяние, тоска, надрыв.



Лирическая героиня, характерная для поэзии Цветаевой: порыв; вызов; борьба – основные ее качества.



«Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков…

Не расстроили — растеряли…

Рассовали нас, как сирот.

Разбили нас — как колоду карт!»

(глагол в прошедшем времени: прошлое как потеря, разлука)

[р] – резкий, разъединяющий.



Слова «расстояние», «версты», «мили», «дали»

Стихотворение неравномерно членится на строфы: двустишия, четверостишия фиксируют нервное напряжение героини, отчаяние ее.

Да, в тексте много пауз, тире.

Орлы-заговорщики, сироты, колода карт, разведенные руки, стена, ров. Все подчеркивает разлуку, отчаяние.

Единое написание, но разное звучание (разная постановка ударения). Омографы.

Слова «рас-стояние», «рас-ставили», «рас-садили» графически разделены: усиливает ощущение разъединения.

Приставка

(расставили, рассадили, расклеили)

Тоска по родине, разлука двух близких людей, одиночество. Связано с общей неустроенностью цветаевской эмигрантской жизни, непризнанием среди того литературного круга.

Запись д/з.



Список использованной литературы:

  1. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.

  2. Разумовская М. Марина Цветаева. Мифы и действительность. М.,1994.

  3. Саакянц Анна “Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922) “ –М., 1986.

  4. Цветаева А. Воспоминания. М., 1983.

  5. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Своеобразие любовной лирики Маяковского" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: