Конспект урока по литературе «Великая сила и неистощимая – человеческая доброта в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»


Герцкина Татьяна Александровна

ОГКОУ СКОШ №39 VIII вида

учитель

«Великая сила и неистощимая – человеческая доброта в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1. Цели: закрепить понятие жанра рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта; развитие личностных качеств учащихся.

2. Дидактическая цель: анализ литературного произведения

3. Тип урока: обобщение

5 Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

6. Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная)

7. Средства работы: учебники, тетради, портреты А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, иллюстрации учащихся

П. Организационный момент. Эпиграф

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

А.И. Куприн

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Тема нашего урока «Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора. К нему мы будем обращаться в течение всего урока.

III Актуализация знаний учащихся.

— А теперь вернемся к рассказу. Новый год. Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. Но мы с вами знаем, что существует и такое понятие – рождественский рассказ. Святочный рассказ.

Что вы знаете об этом? Что такое святки?

— Расскажите о жанре рождественского рассказа

Учитель: В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

Обложка таких книг выглядела примерно такой. Обратите внимание на доску.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад»

— А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

В нашем рассказе герои в начале в отчаянии и, не смотря на приближающийся праздник.

— Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина (стр. 436)

Дома вы находили в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства речи, которые использовал автор. Одной группе нужно было найти в тексте эпитеты, другой – гиперболы. (уч-ся называют тропы)

Свежие документы:  Сочинение на тему «Интеллигент и философия Родины в прозе Леонида Бородина»

— Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

— Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

— А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Учитель: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.

— Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем (стр. 441)

— Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

— Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду (стр. 440)

— Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

— Что же остановило героя от страшного поступка? Как создается портрет «чудесного доктора»? Находим это место в тексте и понаблюдаем (стр.442)

Учитель: Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.

— В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем. Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого. (стр. 442)

Учитель: Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает

— Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезнорвения доктора?

— Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?

— Кому было дано задание поработать в «Справочном бюро»? Дайте нам пожалуйста справку о Николае Ивановиче Пирогове. (Н. И. Пирогов – (1810-1881) – врач, основоположник военной хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 гг во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Он много сделал в медицине, народном образовании)

Свежие документы:  Урок по чтению по теме "Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного" М.М.Зощенко «Золотые слова»

— Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

Физкультминутка Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Учитель: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

— Дома вы готовили небольшие мини-сочинения, фантазировали, думали о том, как сложилась бы дальнейшая судьба остальных детей Мерцаловых (Володи, Машутки)?

— Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?

IV. Словарно-семантическая работа

— Подумайте, как вы понимаете слово «сострадание»?

— У кого из вас задание определить по Словарю значение этого слова? (ответ уч-ся)

— Что есть добро? Как вы это понимаете?

— Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе?

— О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу?

Учитель: Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»

— О чем заставляет задуматься рассказ?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

— Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Поэтому я хочу прочитать вам свое любимое стихотворение. Оно, я думаю, имеет отношение к нашей теме.

Мы временем умеем дорожить,

Часы бывают лишними едва ли

И всадник друга ждет на перевале,

Не потому, что некуда спешить

И ношу со спины того, кто хил,

Берет на спину человек прохожий

Не потому, что слишком много сил

И он никак растратить их не может

И человек не потому, что сыт

Свой скудный хлеб голодным предлагает,

И мать не от бессонницы не спит

И люльку полуночную качает

В морских волнах, пороховом дыму

Безвестный мальчик за святое дело

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А.С.Грибоедов"

Жизнь отдает свою не потому,

Что жить ему на свете надоело

Мы временем умеем дорожить,

Порой ни сил, ни хлеба не хватает

И отдающий отдает другим

Лишь то, что от себя он отрывает

Ни у кого нет жизни запасной,

Как век ни длинен, не хватает века

И все же люди жертвуют собой,

Оправдывая званье человека

— А сейчас мы рассмотрим ваши рисунки к рассказу «Чудесный доктор»

V Домашнее задание: К внеклассному чтению прочитать рассказы А.И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», «Белый пудель», «Бедный принц» — это истории о детях и о животных.

VI. Рефлексия урока.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: