Тема урока:
Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь — рыба»
Цель урока:
выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Тип урока:
урок — беседа
Ход урока
Организационный момент.
Картины природы сменяются картинами разрушительной деятельности человека.
На этом фоне читаю стихотворение:
Ну ладно бы, скажем, чужие.
Ну ладно бы, скажем враги.
А то ведь свои, коренные,
Играют судьбою реки.
Ну ладно бы, скажем, пришельцы
Вершили злодейство своё.
А то ведь свои же родные
Терзают и травят её.
И смотрим едва ль не с восторгом,
Откинув и совесть и страх,
Как наши любимые реки
Страдают у всех на глазах.
Поверь я в нечистую силу,
Решил бы, что это она,
Стремясь обессилить Россию,
Всю муть поднимает со дна.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою.
А с нами со всеми беда.
(Н. Е. Палькин)
Беседа:
О какой беде говорит автор?
Определим лексическое значение слов «природа» и «человек».
(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. )
Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа — единое целое.
Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?
Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь — рыба»
Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»
Учитель: В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности. А о непростой судьбе В. П. Астафьева расскажет…
Индивидуальное задание: рассказ о биографии В. П. Астафьева.
Индивидуальное задание: рассказ о композиции повести В. П. Астафьева «Царь — рыба»(см. приложение 1)
Учитель: В центре нашего внимания рассказ «Царь — рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.
Беседа:
—- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Рассказ понравился драматическим сюжетом и неожиданной развязкой.
Рассказ заинтересовал нравственными проблемами, которые затрагивает автор.
Рассказ поражает мастерством описания внутреннего состояния человека.
—- Каков сюжет рассказа?
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
—- Кто его герой?
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
—- Почему главного героя все зовут Игнатьич?
(Уважают)
—- Чем он выделяется среди односельчан?
— Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,
потому что Игнатьич не похож на односельчан:
всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.
— Почему не может наладить отношения с братом?
О причинах конфликта Командора и Игнатьича
нам ничего неизвестно, но вражда у них такая
непримиримая, что выросла до ненависти,
до желания убить. Мне кажется, что причина
ненависти Командора заключается в зависти:
у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье
мир и лад, и в поселке его уважают,
и рыбак он отменный.
Вот и лютует Командор.
— Чем занимается Игнатьич?
(браконьерствует)
— Кто такие браконьеры? Чем они опасны?
Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.
Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса.
Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.
— Почему Игнатьич браконьерствует?
Учитель: Образы браконьеров очень часто появляются на страницах первой части «Царь — рыбы».
Индивидуальное задание: образы браконьеров (см. приложение 2).
— Почему так много внимания уделил им Астафьев?
Браконьерство – страшное зло, потому что
превращает человека в зверя, в хищника,
желающего урвать лишний кусок.
Учитель: И автор поворачивает нас к мысли, что если к подобным людям мы испытываем сочувствие, то оно больше похоже на соболезнование.
— Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?
(на крючок попалась огромная рыбина, стр. 159, 161)
— Какой увидел рыбу Игнатьич?
(Зачитать отрывок со слов : «…увидел и опешил, стр. 161»)
Учитель: Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.
А Игнатьич? Он к таким относится?
(Скорее нет)
— Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?
(жадность, настырность, самолюбность
не позволили Игнатьичу ни отпустить
рыбу, ни позвать на помощь)
(Зачитать отрывок на стр. 163)
Учитель : Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьич – Утробин от слова «утроба» — живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.
Учитель: От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
Самоконтроль человека
Стеснение, стыд, неловкость
Учитель: Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
—А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
Совесть может предотвратить плохой поступок.
— А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
(Игнатьич обращается к Богу)
— О чём просит Игнатьич?
(«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)
— Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
(Игнатьич вспомнил слова деда)
— В чём их смысл?
(Царь – рыбу может добыть только человек
с чистыми помыслами, не запятнавший свою
душу ничем, а если совершил «варначий »
поступок, лучше отпустить царь — рыбу)
Индивидуальное задание ученика «Значение слова Царь-рыба» (см. приложение 3)
— Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?
(зачитать отрывок на стр. 166)
Учитель: Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
— Что понимает Игнатьич?
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
(Зачитать отрывок на стр. 170)
— За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок на стр.174)
Смерть настигла человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.
Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.
(Зачитать отрывок на стр. 175)
— Какова авторская позиция по отношению к браконьерству?
Автор, без сомнения, осуждает браконьерство
как зло многогранное и страшное. Причём речь
писатель ведет не только об уничтожении живой
и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном
самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека,
человеческой природы.
Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.
«Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»
— Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам?
За бездуховность. Бездуховность не в смысле
отсутствия культурных интересов, а в смысле
отказа признать нравственные законы,
объединяющие людей и природу,
отсутствие ответственности за все, что не «мы».
— Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?
Учитель: Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.
Учитель: В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста…
Чтение отрывка
— В чём смысл конца книги?
Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.
Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.
Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.
Приложение 1
Композиция повести В. П. Астафьева «Царь — рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.
Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.
Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора — лирического героя — по родным местам в Сибири.
У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.
«Капля» — своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь — рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.
Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.
Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.
Заканчивает первую часть «Царь — рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.
Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.
Финальным аккордом «Царь — рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».
Приложение 2
Образы браконьеров
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.
Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.
Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.
Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.
Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.
Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.
Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.
Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
Приложение 3
История появления слова «Царь- рыба»
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?
Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.
Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе…» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.
Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» — является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».