Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: В.Астафьев «Капалуха»


Литературное чтение 3 класс

УМК «Школа России»

Конспект подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 г.Владимира»

Королёва Любовь Петровна



Тема: В.Астафьев «Капалуха»

Цель: формирование навыка видеть и понимать поступки героев, совершенствование навыка чтения .

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством писателя В.Астафьева;

  • Учить видеть главную мысль и осознавать её, выражать своё отношение к прочитанному;

  • Развивать наблюдательность, мышление, навыки смыслового чтения, пополнить словарный запас;

  • Прививать интерес к природе, её секретам и тайнам.

Оборудование и материалы: ребусы, толковые словари, портрет писателя.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка готовности рабочего места.

  2. Речевая разминка.

Начнём наш урок с речевой разминки. Прочитайте предложение: Птицы живут повсюду.

— Вы согласны с этим утверждением?

— Прочитайте это шёпотом.

— А теперь громко.

— Прочитайте с вопросительной интонацией,…восклицательной интонацией.

— Прочитайте с грустной интонацией.

— С удивлением.

3. Введение в тему.

Да, птицы живут повсюду: и в городе, и в поле, и даже там, где казалось бы невозможно жить (на Северном полюсе)

А каких птиц вы знаете?

Название некоторых птиц я зашифровала с помощью ребусов. Попробуйте их прочитать:

40 а 4593a5d297e8.jpgа professih1.jpgВ=Г (сорока, ворон, грач)



Много птиц вы назвали, а я знаю ещё одну – КАПАЛУХА (на доске)

Хотите узнать, что это за птица?

4.Первичное знакомство с рассказом (чтение учителем)

5.Проверка первичного восприятия.

Понравился рассказ? Так какую птицу охотники называют капалухой? Какие ещё непонятные слова встретились в рассказе? Сейчас его прочитаете сами и отметите для себя такие слова. Но сначала прочитайте многосложные слова (см. на доску или экран)

при-бли-жа-лись

до-цве-та-ю-щим

к аль-пийс-ким

по-ко-роб-лен-ные

ред-ко-ла-пых е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

блед-но-лист-ным

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший



6.Чтние вслух рассказа детьми по указанию учителя

7. Анализ рассказа.

  • Какие слова вы отметили? ВАЛЕЖНИК см. словарик в учебнике. А какое ещё слово отмечено авторами? Что надо сделать? (посмотреть в Толковый словарь)

  • Работа в группах. Каждая группа получает Толковый словарь. Задача: Найти значение определённых слов (н-р, космы, просека, пастьба и др.).

  • Самостоятельная работа учащихся с Толковыми словарями. Проверка.

  • Теперь, я думаю, у вас более полное представление о месте событий. А теперь поговорим по рассказу.

Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Почему автор не заметил его сразу?

Да, место, которое выбрала птица, её окрас помогли спрятать гнездо от чужого взгляда, несмотря на то, что оно было устроено на земле.

Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Прочитайте.

Что означают выражения (на доске или экране):

« озираться по сторонам»

«ощупать глазами бугор»

«сердце моё забилось от испуга»

Как помогают они представить ситуацию?

Далее идёт диалог рассказчика с приятелем. Давайте перечитаем его. Кто из ребят думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? (со слов «сердце забилось от испуга…» и т.д.)

Давайте попробуем прочитать этот диалог, показав беспечность первого героя и ответственность второго мальчика.

Самоподготовка. Чтение 2-3 пар. Оценка

Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Прочитайте.

Как вы понимаете последнее предложение (прочитайте вслух, объясните смысл)

Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к будущим птенцам7 (найдите и прочитайте)

Не вспомнится ли вам другой рассказ, который не очень давно читали на уроке литературного чтения? («Ещё про Мальку» Белова) Чем они похожи? (что общего?)

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? Кто думает иначе? Почему?

Найдите последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение автор? Подготовить выразительное чтение. Что необходимо передать голосом, интонацией?

Подготовка. Проверка 2 человек.

8. Словесное иллюстрирование.

К этому рассказу авторы учебника приготовил вы думаете, к какому отрывку она? (перечитывать не будем) А вы к какому отрывку хотели бы нарисовать иллюстрацию? Что изобразили бы?

Художник Т.Соловьёва так увидела и показала историю о капалухе (демонстрация иллюстрации из книги, взятой в библиотеке). Вот так, глядя на эти иллюстрации ещё раз вспомним содержание рассказа.

А как вы думаете, название «Капалуха» отражает его тему или главную мысль?

Какова же основная мысль рассказа? Какое произведение, которое мы читали в прошлом году, на ваш взгляд, созвучно в этом рассказу «Капалуха» («Ребята и утята» )

9. Об авторе.

Каким должен быть человек, который пишет такие рассказы? (добрый, любящий природу, внимательный, наблюдательный)

Как фамилия автора рассказа «Капалуха»? Об этом писателе вам сейчас расскажет… (небольшой рассказ об авторе подготовленного ученика)

Наверно, такое трудное детство, пережитые годы войны, помогли автору писать такие душевные, поучительные истории.

Давайте посмотрим выставку. Здесь представлены книги, которые объединяет один автор. Прочитайте названия. О чём они?

10. Итог

Итог нашего урока подведёт сам Виктор Астафьев.

Подготовленный ученик читает обращение автора к детям – читателям его книг.

« Птицы живут повсюду и часто так привычны, что люди их почти не замечают; более того, людям, особенно ребятишкам, кажется, что жизнь птичья совершенно беззаботная, полна сплошного счастья, а между тем, птицы – это едва ли не самые бесстрашные и великие труженики на земле. Только вот труд их и жизнь незаметны; очень уж ненадоедливы , скромны птицы, и оттого обижают их иногда люди, особенно ребятишки: разоряют гнёзда, крадут яйца, а то и птенцов ради потехи.»

Какой урок каждый из вас вынес после знакомства с этим рассказом?





Свежие документы:  Проверочная работа для 6 класса по учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой. I полугодие

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: