Конспект урока по Музыке «Народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства» 9 класс


Ноябрь 2013г

Открытый урок музыки в 9 классе МОУ СОШ №23

Учитель музыки Самарцева Т.В.

Тема: Народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.

Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа.

  2. Рассмотрение музыкальных произведений в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.

  3. Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.

  4. Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в музыкальных произведениях.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок носит интегрированный характер (литература, история, музыка, изобразительное искусство).

Методы и приемы: диалогический, проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).

Оборудование и оформление кабинета: компьютер, проектор

В. Васнецов «Богатыри»”,  народно-эпическая былина «Об Илье Муромце», Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», Бородин А.П. “Князь Игорь”, Римский-Корсаков Н.А. “Сеча при Керженце”, портреты русских композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А.П. Бородина.


Ход урока

Урок начинается своеобразным зачином, настраивающим присутствующих на старинный лад. Звучит гусельный перебор (аудиозапись).

(говорю под музыку)

Слайд

Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Но кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится, тот через это и срамится.

Здравствуйте, ребята!

Слайд

И первый вопрос к вам. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «эпос».

(Эпос — произведения народного творчества — героические сказания, песни.

Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, 
поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.
Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся 
значительностью, 
величием.)

На каких уроках вы еще сталкивались с понятием, термином «эпос», «эпический»? (ответы детей)




Слайд

Тема нашего урока: Народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.

Ребята, сегодня мы погрузимся в мир древнего эпоса русского народа.

Слайд- Васнецов «Богатыри»

Здесь сила, торжествующая, спокойная, важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по своей воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа”, – так писал об этой картине известный критик Стасов. Надеюсь, все узнали эту картину?

Вопр: Кто автор этого полотна? Как оно называется?

Кто изображен на нем?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)

Ребята, давайте вспомним о жанре былины

— Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки.

Вопр: — Как исполнялись былины?

Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей.

На гуслях играли гусляры.

Слайд Гусли, гусляр

Учитель музыки:

— Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора. 

Я предлагаю вам послушать Былину об Илье Муромце в сопровождении гуслей

(Былина об Илье Муромце. послушали 2 мин) Слайды

Впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «сказка-складка» и «песня-быль»

Былина относится к простым или сложным музыкальным произведениям?

(к простым жанрам)

Какие музыкальные жанры вы знаете?

(опера, балет, симфония, прелюдия, этюд, романс……..)

Я предлагаю вам проверить и закрепить свои знания о простых и сложных музыкальных жанрах. Разделитесь на 3 группы. В конвертах названия музыкальных жанров. Ваша задача правильно разделить их на сложные и на простые.

Допустили ли вы ошибки?

Слайд проверочный


Физминутка

Вы ребята приустали

Сели встали, сели встали

Потопаем ногами

Похлопаем руками

Мы на гуслях поиграем

В руки дудочку возьмем

И тайны музыки прекрасной

Снова постигать начнем


Слайд Глинка


Михаил Иванович Глинка-основоположник русской классической музыки. В его оперном творчестве можно отчетливо наблюдать народно-эпические образы.

Асафьев писал — «Михаил Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму».

Слайд «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» поражает эпическим спокойствием, неторопливым, размеренным развитием событий. Ее эпико-философский склад всецело определяется характерным зачином пушкинской поэмы:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Во всем величии встают в ней знакомые образы русского эпоса, фигуры могучих богатырей, вещего Баяна и легендарного князя Светозара — былинного князя Владимира.

Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы» обращение к былинному, повествовательному сюжету вызвало здесь особую трактовку оперной формы.

Видео оперы Баян

Давайте вспомним уроки литературы в 5 классе и пролог к пушкинской поэме «Руслан и Людмила»

слайд…..у лукоморья….

Наверняка в вашем воображении всплыли сказочные образы ( леший, русалка, невиданные звери…) Именно, когда мы слушаем сказки, еще в раннем детстве мы знакомимся с понятием добра и зла. Тогда мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются лишь добрые дела, а злые поступки всегда наказуемы. Но добро и зло – это братья близнецы, которые не могут существовать друг без друга.

С предельным лаконизмом увертюра оперы передает оптимистическую идею «Руслана и Людмилы»: светлые силы богатырского мира вступают в борьбу с силами зла, одерживают победу над темным царством Черномора. Картины былинного эпоса, образы русской и восточной сказки, найденные здесь Глинкой, питали собою всю русскую классическую музыку

Слайд

Как и в другой опере М.Глинки «Иван Сусанин» действия простого крестьянина отражает любовь к Родине и героический подвиг во имя спасения от польской шляхты родной стороны. Эпический образ Ивана Сусанина встает перед зрителями образом добра, победившим зло. Особенно кульминационно эта победа представляется в «Сцене в лесу», где крестьянин встает перед убийцами во весь рост своего душевного величия, мы слышим в оркестре хорошо известный каждому русскому человеку распев «Вниз по матушке по Волге». И этот народный образ богатырской силы и «широкого раздолья» лаконично, но удивительно точно рисует могучий облик народного героя оперы Глинки.

Видео «Сцена в лесу»

Эти две оперы Михаила Глинки проложили путь к двум направлениям развития русской оперной классики: история и эпос, народная музыкальная драма и опера-сказка.
(Слайд с портретами)

Обратимся к творчеству композиторов, чья музыка вобрала в себя былинные образы. Перед вами портреты великих русских композиторов Александра Порфирьевича Бородина и  Николая Андреевича Римского-Корсакова  

Их роднит не только внимание к богатырской тематике, но и то, что они были офицерами, ратоборцами.

Александрович Порфирьевич Бородин не оставил военную службу. Был военным медиком, музыку сочинял на досуге.

Николай Андреевич Римский-Корсаков – потомственный военный. В своем творчестве часто обращался к былинным образам.

Слайд

 Однажды Николая Римского-Корсакова заинтересовала легенда о невидимом граде Китеже. В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь.

Много зла принесли татары русскому народу?

В народном сознании один из эпизодов страшного нашествия преломился мистически: Господь спас град Китеж, который сделался невидимым и стал местом идеальной жизни.

То есть опять добро победило зло.

Тогда же у композитора возникла идея связать это сказание с образом святой Февронии Муромской, героини народной муромской повести о Петре и Февронии. Так появилось музыкальное произведение «Сеча при Керженце»

Слайд

«Сеча при Керженце» — одна из вершин творчества композитора, произведение уникальное по лаконизму, яркости образов и истинно симфоническому развитию.

Видео- фрагмент «Сеча при Керженце»

Слайд

В апреле 1869 года музыкальный критик Стасов предложил Александру Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (событий 1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. 

Слайд

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

Вспомните из литературы, с какой целью князь Игорь отправился в поход? Добрые ли намерения он преследовал?

(разобрать…. Чем поплатился? Как наказан? Результат похода)

Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.

Видео Князь Игорь

 

Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, эпические образы сыграли видную роль в развитии русского искусства – музыки, литературы, живописи.


Давайте подведем итог. Из проанализированных сегодня произведений можно сделать вывод, что добро и зло это мера, которой меряется человеческая жизнь. И добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Каждый человек, прежде чем совершить какой- либо поступок должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.

Проводя сегодняшний урок, я руководствовалась самыми добрыми чувствами по отношению к вам. Смогли ли мы с вами почерпнуть частички доброты из музыкальных произведений, звучавших сегодня на уроке.

Я предлагаю вам по очереди подойти к ноутбуку и оставить свое мнение «ДА» или «НЕТ». Таким образом мы составим диаграмму — итог нашего урока.

Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания.



Свежие документы:  Сочинение на тему "Летний дождь"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: