Конспект внеклассного мероприятия по Литературе «Литературная викторина «Своя игра»»


Литературная викторина «Своя игра» (по произведениям А.П.Платонова).

Описание игры. В викторине принимают участие три команды, которые, пользуясь приведённой схемой, выбирают произведение Платонова и стоимость вопроса.

«Никита»

10

20

30

40

50

«Корова»

10

20

30

40

50

«Юшка»

10

20

30

40

50

«Неизвестный цветок»

10

20

30

40

50

«Возвращение»

10

20

30

40

50

«Волшебное кольцо»

10


20

30

40

50



Право ответа принадлежит команде, которая первой подняла табличку со своим названием. В случае верного ответа команда получает соответствующее стоимости вопроса количество баллов и право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, это количество баллов снимается со счёта команды и право ответа на этот вопрос переходит следующей команде.

В игре встречаются следующие сектора:

  1. «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан другой команде.

  2. «Своя игра»: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна команда идёт ва-банк, т.е. ставит на кон всю имеющуюся на её счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остаётся ноль баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход игры.

Учитель. «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… И есть – опережающие время, до которых надо тянуться…». К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. Картину литературы нашего времени невозможно представить без него. Удивительный мастер прозы бесповоротно утвердился в сознании современного человека – идёт полезная, гуманная служба его образов. Прижизненная судьба художника связана с Воронежем.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в многодетной, жившей часто на грани нищеты семье слесаря железнодорожных мастерских на рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободке. «В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на Задонской большой дороге…». На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», — писал Платонов в автобиографии. Писательскую свою работу он, как большинство литераторов, начал в провинциальных газетах и журналах.

Любимые герои в прозе Андрея Платонова… чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию – пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве.

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулёзом, наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений. Жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелегкой, а слава пришла к нему лишь после смерти. В. Васильев сказал об этом писателе: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время».


«Никита»

10 баллов. Сколько лет Никите? (Пять лет.)

20 баллов. О каком времени идёт речь в рассказе? Как вы это определили? (Период Великой Отечественной войны. Отец прошёл всю войну, воевал четыре года: когда он ушёл на фронт, Никита «грудной ещё был».)

30 баллов. Какие черты преобладали в характере Никиты? (Доброта, сердечность, сострадание.)

40 баллов. «Своя игра». Кто жил в бочке, по мнению Никиты? (Маленький человек, с длинной бородой до земли, который ночью сметал сор и солому с дорожки.)

50 баллов. Что изменилось, когда вернулся отец Никиты? (Мир перестал казаться Никите враждебным, мальчик обрёл покой, уверенность).


«Неизвестный цветок»

10 баллов. Какой была жизнь цветка на пустыре? (Трудной, он страдал.)

20 баллов. Какие краски преобладают в цветке? (Мерцающие: синие, красные, голубые и золотые.)

30 баллов. «Кот в мешке». С чем сравнивает автор цветок? (Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)

40 баллов. К какому жанру относится данное произведение? (Сказка-быль.)

50 баллов. Какова была у цветка цель в жизни? (Укрыться от ветра, просто жить, радоваться солнцу).


«Возвращение»

10 баллов. «Своя игра». Каким ощущает Иванов час свидания с семьёй? (Радостным и тревожным.)

20 баллов. Как звали детей Иванова? Каков их возраст? (Петруша и Настя, 12 и 5 лет.)

30 баллов. Сколько орденов и медалей имел главный герой? (Два ордена и три медали.)

40 баллов. Почему девушку называют «Маша – дочь пространщика»? Кто такой пространщик? (Потому что так она себя называла. Пространщик – служащий в бане.)

50 баллов. Кого напомнил Иванову запах волос дочери? Чем они пахли? (Напомнил Машу, а волосы пахли осенними павшими листьями в лесу).

«Юшка»

10 баллов. Где жил и работал Юшка? («В кузнице при большой московской дороге».)

20 баллов. «Кот в мешке». Почему именно дети особенно сильно издевались над Юшкой? («Дети…не понимали его… Они радовались тому, что с ним можно сделать, что хочешь, а он им ничего не делает».)

30 баллов. Как умер Юшка? (Однажды один прохожий с силой толкнул Юшку в грудь, а у того была грудная болезнь. Юшка упал и больше не поднялся – умер.)

40 баллов. Каким человеком предстаёт перед читателями Юшка в начале рассказа? («Старый на вид…Мал ростом и худ».)

50 баллов. Какую память о себе на земле оставил Юшка после смерти? (Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям.)


Пауза. Кроссворд по произведениям А.П.Платонова.

По горизонтали: 4. Имя спасённой Семёном царевны-змеи. 5. Тема, затронутая автором в рассказе «Юшка». 6. Простое крестьянское жилище, где ютились Семён с матерью в бедности. 9. Имя героя и рассказ. 10. К какому жанру относится произведение «Неизвестный цветок»

По вертикали: 1. Тема, которую поднимает автор в рассказе «Возвращение». 2. Имя главного героя в рассказе «Корова». 3. Возраст Юшки. 7. Сколько молодцев являлось Семёну по велению волшебного кольца? 8. Что получал Семён каждый месяц?


8



2

3

7



1

9



5





4



10

6









(Ответы на кроссворд).

По горизонтали: 4. Скарапея. 5. Милосердие. 6. Изба. 9. Никита. 10. Сказка-быль. По вертикали: 1. Война. 2. Вася. 3. Сорок. 7. Двенадцать. 8. Пенсия.

«Корова» 10 баллов. Какой главный труд был у Васи? (Учёба.) 20 баллов. Что нравилось мальчику в корове? (Добрые тёплые глаза, рога, лоб и её большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала её в молоко и в работу.)

30 баллов. «Своя игра». Докажите, что корова в рассказе – большая труженица. («Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рождалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с нею много трудиться, чтобы напитаться».)

40 баллов. Даже неживые существа одухотворены у Платонова темой труда. Как автор описывает труд паровоза? Почему Васе хочется помочь ему? (На подъёме «паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла». Тяжёлый труд сделал машину настолько похожей на человека, что Вася хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её чувства.)

50 баллов. О чём думал машинист, наблюдая за Васиной работой? Как вы понимаете слова: «Он с малолетства уже полный человек»? (Умеет работать, видит в работе смысл и значение: понимает, отчего буксует паровоз, знает, как ему помочь.)

«Волшебное кольцо» 10 баллов. Почему, увидев змею, мать даже бранить сына не могла? (Язык отнялся от испуга.) 20 баллов. Чем обмахивали вельможи царя и царицу после поездки на самосильной машине? (Поддувало.) 30 баллов. «Своя игра». Как выглядит волшебное кольцо? (На нём змеиная головка выдавлена и два зелёных камня, как глаза, горят.) 40 баллов. Где нашлось потерянное кошкой и собакой волшебное кольцо? (В рыбьих потрохах.) 50 баллов. Назовите имя приёмного сына змеиного царя, задумавшего с помощью искушения Семёна и его жены отнять волшебное кольцо. (Аспид.)

Раунд «Своя игра». Назовите настоящую фамилию А.П.Платонова. (Климентов.) Подведение итогов.









Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 9 классе «Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: