Контрольная работа по Литературе «Литература I половины XIX века» 10 класс

















10 класс


Контрольная работа

Литература I половины XIX века



  • Список авторов и произведений

  • Рекомендуемая литература

  • Дифференцированные вопросы и задания

  • Тестовые задания

  • Ответы











Автор-составитель:

Шатунова Людмила Григорьевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9»

г.Саратов















Литература 10 класс


Русская литература первой половины ХIХ века.



А.С.Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

Наизусть: 3 – 4 стихотворения.

М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору.

Наизусть: 2 – 3 стихотворения.


Н.В.Гоголь «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и др.) – одна по выбору.



  • Контрольная работа: Тест Литература I половины ХIХ века.


  • Творческий практикум Сочинение – миниатюра

Анализ поэтического текста: стихотворение

А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова

(восприятие, истолкование, оценка).


Рекомендуемая литература


  1. Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006

  2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006

  3. Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990

  4. Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990

  5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988

  6. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979




Дифференцированные вопросы и задания *

к зачёту


I


  1. Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.

  2. Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.

  3. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.

  4. «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.

  5. Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).


II


  1. Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких произведениях это нашло отражение?

  2. Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.

  3. Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».

  4. Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?

  5. Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?

  6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.

  7. Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?


III


  1. Что является для А.С.Пушкина гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?

  2. Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?

  3. Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?

  4. Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?

  5. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?


* Вопросы предназначены для собеседования (по 1-2 вопроса из каждого раздела по выбору).


Контрольная работа к зачёту

Литература первой половины ХIХ века

Вариант 1


Задание


Часть 1


Эталон

А 1

Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века



А 2

Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

      1. лицейский

      2. южная ссылка

      3. ссылка в Михайловское

      4. Болдино



А 3

В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…»

Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…»

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г


А 4

В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион» 3) «Элегия»

2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило»



А 5

Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк»

2) «Медный всадник»

3) «Свободы сеятель пустынный»

4) «Бахчисарайский фонтан»



А 6

Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

1) классицизм

2) сентиментализм

3) романтизм

4) реализм








Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 — В6; С1.




1 Безумных лет угасшее веселье

2 Мне тяжело, как смутное похмелье.

3 Но, как вино – печаль минувших дней

4 В моей душе чем старе, тем сильней.

5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6 Грядущего волнуемое море.


7 Но не хочу, о други, умирать;

8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9 И ведаю, мне будут наслажденья

10 Меж горестей, забот и треволненья:

11 Порой опять гармонией упьюсь,

12 Над вымыслом слезами обольюсь,

13 И может быть – на мой закат печальный

14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

А.С.Пушкин



В 1

Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?



В 2

Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?



В 3

Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.



В 4

Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).



В 5

Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?



В 6

Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.



С 1

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.


  1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.





Часть 2


А 7


Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841

2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев. 1815 – 1860

4) Петербург. 1820 – 1862



А 8

Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель —

1) романтик

2) реалист

3) классицист

4) модернист



А 9

Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа»

2) «школа сатиры»

3) «натуральная школа»

4) «реалистическая школа»



А 10

Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1) «Шинель»

2) « Миргород»

3) «Тарас Бульба»

4) «Ночь перед Рождеством»



А 11

Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения

2) достоин презрения

3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства



А 12

В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?

А) «Портрет»

Б) «Страшная месть»

В) «Нос»

Г) «Записки сумасшедшего»


1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г








Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.






О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Н.В.Гоголь


В 7

Как называется повесть, из которой взят отрывок?



В 8

Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.


В 9

Сколько произведений входит в названный цикл?



В 10


Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?



В 11


Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?


В 12


Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?



С 2

Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

  1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?


  1. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?








Литература 10 класс

Литература первой половины ХIХ века


Вариант 2

Задание


Часть 1


Эталон

А 1

Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века



А 2

Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм

2) реализм

3) сентиментализм

4) модернизм



А 3

В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума»

2) «Тучи»

3) «Пророк»

4) «И скучно и грустно…»



А 4

Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 3) Е.Сушкова

2) Е.Денисьева 4) А.Панаева




А 5

Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия

2) пейзажная лирика

3) тема любви

4) мотив разочарования, одиночества



А 6

Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума

2) ода

3) элегия

4) идиллия





Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.




Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов


В 1

Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?



В 2

Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.



В 3

Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?



В 4

Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?


В 5

Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».



С 1*

Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

  2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?









Часть 2



А 7

Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков

Б) В.А.Жуковский

В) К.Ф.Рылеев

Г) П.Шелли


  1. А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г



А 8

А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк»

2) «Полтава»

3) «Вновь я посетил»

4) «Свободы сеятель пустынный»



А 9

Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма

2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма

4) историческая повесть в стихах



А 10

Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город

2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий



А 11

Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность

2) деспот, тиран

3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

одновременно


А 12

Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

    1. свадьбой героя

    2. отъездом Евгения

    3. смертью героя

    4. гибелью памятника в результате наводнения










Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.




Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин



В 6

Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.



В 7

К какому литературному роду относится жанр поэмы?



В 8


Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?



В 9

Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.



В 10

Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?


В 11

Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?



В 12

Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?



С 2

Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.


  1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

  2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.









ОТВЕТЫ


Литература I половины ХIХ века


Вариант 1



А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12


1




+






+



2

+

+



+


+

+




+

3



+






+




4






+





+



В 1

сравнение

В 2

эпитеты

В 3

11, 12, 13, 14

В 4

антитеза

В 5

любовь

В 6

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»

В 7

«Невский проспект»

В 8

«Петербургские повести»

В 9

5

В 10

повтор

В 11

гипербола

В 12

олицетворение



Дата сдачи работы «____»________________200__ г.

Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___


Оценка* ____ / ______________ /


Проверил ____________

* «3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30


За каждое из заданий типа С (C1,C2) выставляется по 3 балла









Вариант 2



А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12


1


+





+



+



2

+


+





+

+




3




+


+






+

4





+






+



В 1

противопоставление

В 2

путь-дорога

В 3

градация

В 4

риторический вопрос

В 5

романтизм

В 6

вступление

В 7

лиро-эпический

В 8

метонимия

В 9

«задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

В 10

анафора

В 11

эпитет

В 12

одический



Дата сдачи работы «____»________________200__ г.

Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___


Оценка* ____ / ______________ /

Проверил _______________

* «3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30


За каждое из заданий типа С (С1, С2) выставляется по 3 балла












Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир Ф.М.Достоевского в романе «Пре-ступление и наказание» 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: