Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 1 класс



Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.


учитель начальных классов МОУ гимназии №5 Ворошиловского района г. Волгограда

Деряжная Татьяна Ивановна


1 класс.


Однажды летом Олег гулял в лесу. (Он, она, оно) увидел на ели дупло.

13

(Олег, Вася, Глеб) очень ловкий. (Мальчик, брат, девочка) быстро залез

23

на (башню, на дерево, на крышу). (В гнезде, в ветвях, в дупле) сидели

36

детёныши белки. Из дупла вылез один (зайчонок, совёнок, бельчонок.).

45

(Саша, Коля, Олег) видит его головку и ушки и хвост. Малыши (белки,

57

куницы, лисы) ждут мать. (Миша, Яша, Олег) слез с (берёзы, с осины, с

70

ели). (Папа, мальчик, сестра) не стал трогать (птиц, зверей, насекомых).

80

(В. Волков)


ВСЕГО

80


  1. Где побывал летом Олег? Выберите правильный ответ:

А) в саду;

Б) в лесу;

В) на даче.

  1. Ответьте устно: «Можно ли его назвать наблюдательным? Почему?»

  2. Кого мальчик увидел в лесу? Нарисуйте этого героя?

  3. Расскажите, как вели себя бельчата? Что можно рассказать о поведении малышей?

  4. Подумайте и скажите, как поступил Олег?

  5. Как бы вы поступили на его месте? Перескажите рассказ от 1 лица.

  6. Может быть у кого-то из вас была такая же интересная встреча? Расскажите о ней.

  7. Придумайте название к рассказу и запишите его.

  8. Подготовьте иллюстрацию к рассказу. Объясните, почему вы выбрали этот момент из текста.







2 класс.


Огурчик


Наташа помогала бабушке сажать в огороде огурчики. Интересно было

9

наблюдать, как растут-цветут растения.

14

Однажды утром (Лена, Наташа, Ира) поливала из бутылочки

22

(помидорчики, кабачки, огурчики). (Девочка, мама, тётя) очень

29

торопилась и забыла на грядке (баночку, бутылочку, ковшик). Лежала

38

(баночка, бутылочка, ковшик) горлышком к золотистым цветочкам.

45

Уехала скоро (Света, Люда, Наташа) в летний лагерь. В августе

55

вернулась домой из (лагеря, из поезки, из похода). Сколько созревает

65

плодов (огурцов, перца, кабачков) на огороде! Вся листва переплелась.

74

Увидала (Даша, Валя, Надя) забытую (коробочку, кувшинчик,

81

бутылочку). В ней поселился (огурчик, помидорчик, баклажанчик). Как

89

(он, она, оно) влез в такое узкое горлышко (баночки, трубочки, бутылочки)?

100

Сорвали его с (дерева, с кустика, с грядки) и поместили в комнате.

112

Сидит хитрый (овощ, фрукт, ягода), не говорит. А вы догадались?

122

(По Я. Пинясову.)


ВСЕГО

122




  1. Ответьте на вопрос устно. Почему Наташа решила помочь бабушке?

  2. Расскажите, чем занималась девочка в огороде?

  3. Что случилось во время полива? Выберите правильный ответ:

а) потеряла свою игрушку;

б) сломала растение;

в) забыла бутылочку.

4. Придумайте и расскажите, как Наташа отдыхала в лагере?

5. Устно опишите характер девочки. Составьте словесный портрет героини.

6. Заполните таблицу. Напишите по 2-3 прилагательных о каждом из

героев рассказа.


Наташа

Бабушка

Огурчик





  1. Ответьте на вопрос устно. Почему огурчик автор называет «хитрым»?

  2. Как вы думаете, как могло так получиться, что огурчик попал внутрь бутылки? Составьте устный рассказ. Скажите, вы можете летом попробовать провести подобный эксперимент.

  3. Составьте картинный план к рассказу.

  4. Перескажите по этому плану.

  5. Почему автор в конце задаёт нам вопрос? Объясните.

  6. Вспомните, авторы, каких произведений используют ситуацию недосказанности, неопределённости?

  7. Выберите из текста глаголы, которые объясняют, почему Наташа забыла на огороде бутылочку. Подберите к ним синонимы.

  8. В дневнике по чтению запишите последнюю часть по памяти в жанре сказки.

  9. Прочитайте свои сказки вслух.







































3 класс


Всегда впереди


Держа наперевес тяжёлую винтовку, закусив со злости губу,

8

мальчишка первым выскочил из окопа и бросился в атаку. Тут его и

20

ударила пуля.

22

Нашли (мальчишку, девчонку, солдата) к вечеру.

28

Он лежал в сугробе, смотрел в высокое небо и, не стыдясь товарищей,

40

по-детски горько (смеялся, плакал, ворчал): может быть, от боли, а

50

может от обиды, что ему так не повезло в первом же серьёзном (бою,

63

драке, ссоре).

65

Когда из правого бока (прохожего, мужчины, мальчишки) вытащили

73

кусочек свинца и хмурый дивизионный врач строго-настрого приказал

82

забыть на время о войне, в землянку, где лежали (люди, дети,

93

красноармейцы), спустился комиссар. До революции он был учителем

101

географии в реальном училище, и бойцы отряда любили слушать его

111

рассказы о чудесных заморских странах.

116

— Лежишь? – спросил мальчишку (всадник, комиссар, отец). – Сам

123

виноват – форс любишь, из цепи без толку (назад, быстро, вперёд)

133

лезешь.

134

(Комиссар, друг, солдат) присел на койку, вытащил из кармана козью

144

ножку.

145

— А так ничего – храбрый. Только и в (трусости, лени, храбрости) ум

156

нужен. Без него нехитро и погибнуть. И врать, между прочим, тоже

167

надо с умом. Сказал в (доме, тылу, отряде), что тебе шестнадцать лет, а

180

сам два года и прибавил. Так ведь?

187

Мальчишка кивнул.

189

Комиссар помял пальцами самокрутку и не закурил.

196

— Есть в Монголии, — продолжал он, — народная сказка о человеке,

205

который, вроде тебя, шёл всегда в бой впереди всех, но не лез без толку

219

под пули. Самым (смелым, весёлым, боязливым) и честным считался

228

этот человек, потому что идти (прямо, налегке, впереди) совсем не

238

просто, а даже очень (легко, задорно, трудно).

245

Звали этого человека Гайдар, что значит «Всадник, скачущий

253

впереди». А ты… Ладно, выздоравливай побыстрее. И комиссар ушёл.

262

Миновали годы.

264

Четырнадцатилетний (ребёнок, сын, мальчишка) прошёл фронтами

270

гражданской войны путь от рядового до командира полка и стал затем

281

писателем. Свои книги он подписывал именем (Смелого, Мудрого,

289

Слабого) всадника, который скачет всегда (галопом, медленно,

296

впереди).

297

(Ю. Мишаткин)


Итого:

297



1. Какова тема рассказа? Сформулируйте её и запишите одним предложением.

2. Прочтите первый абзац, что вы узнали о главном герое из этого эпизода? Расскажите.

3. Устно ответьте на вопрос: «Что случилось с мальчиком в первом серьёзном бою?»

4. Какой приговор вынес герою дивизионный врач после ранения? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

5. Как вы думаете, почему в землянку, где лежал раненный мальчишка, пришёл комиссар? Расскажите.

6. Составьте словесный портрет комиссара. Запишите его в дневнике по чтению.

7. Чему учил комиссар? Найдите этот отрывок и прочитайте вслух.

8. Как комиссар относился к другим бойцам? Расскажите.

9.Выпишите фразеологизмы, которые использовал в своей речи комиссар? Устно объясните, как вы их понимаете.

10. Найдите в тексте монгольскую народную сказку. Перескажите её.

11. С какой целью комиссар рассказал эту сказку мальчику? Объясните.

12. Нарисуйте портрет одного из героев рассказа.

13.Составьте план к рассказу и запишите его в таблицу.


п/п

Название части рассказа.

1.


2.


3.


4.


5.



14. Перескажите рассказ по плану от 1-го лица.

15. Как, по-вашему, ребята, имел ли право мальчишка в 14 лет носить фамилию Гайдар? Откуда она у него взялась?













4 класс.


Как делают конфеты.


Все вы, ребята, любите есть конфеты: и «Ассорти», и «Коровку», и

11

разную карамель: «Снежок», «Барбарис», «Гусиные лапки»… Всех

18

названий и не перечтёшь. Главное, чтобы были ( вкусные, горькие,

27

пресные). А делать (вареники, конфеты, котлеты) не так-то просто.

37

Наша фабрика большая, пятиэтажная. Кто ни пройдёт мимо, сразу

46

узнаёт, что это (ватная, швейная, конфетная) фабрика. От неё далеко

56

разносится ( плохой, весёлый, вкусный) запах.

61

Все рабочие на (фабрике, заводе, улице) ходят в белых халатах.

71

Всюду чистота, порядок. Во все глаза глядим мы, чтобы ни одна

82

пылинка не попала в цехи.

87

Вот, например, как мы делаем карамель.

93

Начинаем мы варить (карамель, лапшу, кашу) на самом нижнем

102

этаже фабрики, а кончаем на самом верхнем.

109

Сперва внизу варят сахарный сироп: в больших чанах растворяют

118

(сахар, соль, песок) в горячей воде. Потом насосы перекачивают

127

сахарный сироп на следующий этаж. Здесь в (молоко, воду, сироп)

137

добавляют патоку и снова варят. Теперь уже получается карамельный

146

сироп. Пока варят сироп, из яблок, чернослива, клюквы или клубники

156

готовят начинку для (шоколада, мармелада, карамели).

162

Затем карамельный сироп и начинка подаются на верхние этажи.

171

(Карамельный, медовый, миндальный) сироп продолжают варить. Он

178

Всё густеет и густеет. Получается карамельное тесто. Но оно очень

188

горячее. Чтобы тесто остудить, его выкладывают на большие

196

холодильные столы. Но вот (вода, каша, тесто) наконец остыло.

205

Теперь его кладут на тянульную машину. Большими рычагами, точно

214

руками, машина растягивает тесто. Другая машина наматывает

221

(растянутое, жидкое, мягкое) тесто на длинную трубку. А рядом с этой

232

машиной стоит бачок с начинкой. Поверх трубки наматывается тесто,

241

а внутри трубки проходит (сердцевина, начинка, выпечка). Вертится

249

трубка, и в неё сползает карамельная змейка с начинкой внутри.

259

Змейка попадает в новую машину, похожую на гусеницу трактора.

268

Прокатится гусеница по змейке, и с другой стороны уже выползают

278

карамельные бусы. На разных машинах получаются (стекляшки, бусы,

286

цепочки) то из шариков, то из подушечек, то из узорчатых

296

кирпичиков.

297

Затем карамельные бусы попадают в машину, которая отделяет

305

карамельки одну от другой.

309

(Карамель, шоколад, печенье) готова. Но нужно ещё сделать так,

318

чтобы она не слипалась и хорошо сохранялась. Для этого одни

328

машины обсыпают карамельки сахаром, а другие обёртывают их в

337

разноцветные бумажки. Машина сама обёртывает карамельку,

343

закручивает концы бумажки, аккуратно обрезает их. Потом двумя

351

рычагами, точно пальцами, хватает каждую карамельку и сбрасывает

359

её прямо в ящик.

363

Вот такие умные машины придумали люди!

369

Теперь вы знаете, ребята: съесть карамельку – (минутное, долгое,

377

продолжительное) дело, а изготовить её не так то просто. Это дело

388

(трудное, лёгкое, быстрое) и интересное. Кушайте (на здоровье, на

397

радость, на печаль).

400

(В. Санаев)


Итого:

400



  1. Прочтите риторический вопрос, который автор ставит в начале рассказа. Какое значение он имеет? Объясните.

  2. Проследите по тексту технологию изготовления карамели и запишите её в дневнике по чтению в виде схемы. Прочтите, какие схемы вы составили.

  3. Как выглядела кондитерская фабрика? Нарисуйте здание фабрики.

  4. Что такое карамельное тесто? Расскажите.

  5. Как приготовляют карамельный сироп? Найдите в тексте и прочтите.

  6. Как вы понимаете выражение «растянутое тесто»? Объясните.

  7. Как выглядят карамельные бусы? Почему их так назвали? Найдите в тексте ответ на этот вопрос и прочтите вслух.

  8. Объясните выражение «умные машины»? Почему люди их так назвали?

  9. Составьте картинный план к рассказу.

  10. Перескажите рассказ по данному плану от лица кондитера, работающего на фабрике.

  11. Найдите образные сравнения и выпишите их в дневник по чтению.

  12. Какие названия конфет вы любите? Запишите в таблицу.


Название конфет




  1. Что интересного узнали вы о работе кондитерской фабрики? Расскажите.

  2. Кто из вас был на экскурсии на настоящей фабрике? Поделитесь своими впечатлениями?

  3. Определите к какому стилю можно отнести данный текст. Выберите правильный ответ:

а) научно-популярный;

б) художественный;

в) разговорный;

г) официально-деловой.

8


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Обозначение мягкости согласных на письме"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: