Логопедическое занятие для 4 класса «Дифференциация приставок и предлогов»




Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Хотьковская школа – интернат V вида Московской области!

















Конспект логопедического занятия
«Дифференциация приставок и предлогов»





подготовила

учитель – логопед

Чернопятова Надежда Геннадьевна













г. Сергиев Посад

2011





Открытое логопедическое занятие по теме

«Дифференциация приставок и предлогов».

Актуальность использования средств ИКТ: Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

  • ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

  • формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

  • формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

  • формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ: универсальная презентация, единая коллекция ЦОР.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования «Отличник»,

I. Подготовительный этап

1.  Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.(Слайд 1)

— Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

— Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

-Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).


-Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3).Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

II. Формирование психологической базы речи.

1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

-Я сейчас раздам вам фигуры. Одна — «кубик », а другая – «пирамидка».

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

— поставьте пирамидку на кубик

— подержите пирамидку над кубиком

— поставьте пирамидку за кубик

— положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( Около, рядом, слева, справа, у …)

— Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

III. Работа над темой:

(Слайд4)

Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

— Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только — веселый, сверчок, гуляет, полянке.) (Клик).

— Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по) ( Клик).

— Что это за слова? (Это предлоги).

Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

— Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. ( От, на, за, по). (Клик)

— Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

Продолжим наше исследование.

— Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик). (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

— Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

— Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по)

— Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

— Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

2. Актуализация знаний.

(Слайд 5)

Игра «Найди приставку и предлог».

Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

Образец (…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

(…)школьный сад – сад (…) школе

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

(Слайд 6)

-Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

— Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

-Что такое приставка?

— Что такое предлог?

-Для чего служат?

-Как пишутся со словами?

— Как различить?

— С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

-Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

IV. Физминутка. (Слайд 8).

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

Фрагмент танца «Учитель танцев».

V. Закрепление знаний.

  1. Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

  2. Игра «Составь словосочетания».

Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что — ….

Читал, середина.

Лез, окно.

Бросился, еда.

Крыл, стол.

-Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

— Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.


VI. Упражнение для глаз. (Слайд 10)

А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом, не отрывая глаз.

VII. Работа в тетрадях.

(Слайд 11)

-А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

1. Задание на отсроченное запоминание:

— Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

2.Игра «Умники и умницы»

Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)

-Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

Желтая дорожка:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Зеленая дорожка:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

Красная дорожка:

Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

Проверка:(

Кто выбрал зеленую дорожку?

Желтую? Красную?

Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

Исправьте ошибки, если они есть.

Оцените свою работу. Кто выполнил без ошибок? С 1-2 ошибками? Больше двух ошибок? Кто не справился с работой?

  1. Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные. Запишите одно из них. Взаимопроверка.

  2. Работа в группах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

-Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

VIII. Итог:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

Как различить предлог и приставку?

Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» — в словах не найти им следа.

  1. Пароль на выход.

А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.



Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.















Список использованной литературы:

  1. Ефименкова Людмила Николаевна .
    Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 336 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

  2. Лалаева, Раиса Ивановна .
    Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. — СПб. : СОЮЗ, 1998. — 221 с.

  3. Юрова Е.В.
    Коррекция письменной речи : Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. — М. : Аквариум, 1998. — 208 с. : ил.

  4. Ястребова А.В.
    Учителю о детях с недостатками речи : [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. — М. : АРКТИ, 1996. — 159 с. : 8 л. прилож. — (Б-ка практикующего логопеда).



































Свежие документы:  Тест на тему «В.Бианки «Музыкант»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: