Любовная лирика Пушкина, 9 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа






Урок по литературе в 9 классе


«Любовная лирика А.С. Пушкина.

Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…».







Подготовила

учитель русского языка и литературы Чернышова Лариса Сергеевна





г. Воронеж

2011

Цель урока: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может…».


Задачи урока:


  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения. Воспитание читательского интереса и интереса к литературе как к предмету.

  • Систематизировать знания учащихся по теории и истории литературы.

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных высказываний.

  • Расширение кругозора, развитие логического мышления, способности обобщения, начала анализа, памяти, внимательности, творческих способностей.

Оборудование:

  • Презентация.

  • Сборники стихотворений А.С. Пушкина.



Ход урока.



Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

В. Г. Белинский



Сообщение плана урока:


  • Понятие лирики

  • «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

  • «Я помню чудное мгновенье…»

  • Адресаты лирики Пушкина



Что такое лирика?


  • Лирика – «музыкальный», «волнующий» (с древнегреческого)

  • Лирика – род литературы, передающий мысли, чувства и переживания автора. Переживания, понятные и близкие большинству людей.


Стихотворение А. С. Пушкина

«Я вас любил: любовь еще, быть может…»


Это восемь строк, стóящие восьми томов.

Ф. Тютчев


Стихотворение посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну еще ребенком. Вернувшись из ссылки, он возобновил свои посещения семьи Олениных в Петербурге и в Приютине. В 1828 году Пушкин был глубоко увлечен Олениной. Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» — это роман сердца, воссозданный лирическими средствами.


Беседа с учащимися по вопросам:



Беседа с учащимися по вопросам.


  • Какая это была любовь?

Это любовь-воспоминание, невысказанная, «безмолвная», без надежды на взаимность.

  • Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

Автор говорит о прошедшей любви тонко, деликатно, нет упрёков, обид; относится к любимой женщине с нежностью, желает ей счастья и любви.

  • Есть ли в стихотворении описание возлюбленной?

В стихотворении нет описания возлюбленной, поэт видит её как бы сквозь дымку воспоминаний.

  • Поддается ли это стихотворение переводу прозой?

Переводу прозой не поддается, так как главное в нем – музыка стиха.

  • Почему это стихотворение в веках не утратило значения?

Кажется, что поэт не работал над этим стихотворением, что оно родилось моментально. Легкость восприятия связана с тем, что используются простые слова, нет метафор.



Порядок слов.


Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.



1 открытие: стихотворение звучит так естественно, потому что в нём почти сохранён прямой порядок слов.



Рифма.


Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.



2 открытие: гармония рифм: все нечётные строки инструментированы на звуки [т] и [о], чётные – на [м]); есть внутренняя рифмовка («я вас любил» (3 раза); безмолвно – безнадежно; то робостью, то ревностью; так искренно, так нежно.



Паузы.


Я вас любил: | любовь еще, быть может,

В душе моей | угасла не совсем;

Но пусть она | вас больше не тревожит;

Я не хочу | печалить вас ничем.

Я вас любил | безмолвно, безнадежно,

То робостью, | то ревностью томим;

Я вас любил | так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог | любимой быть другим.


3 открытие: гармония стиха: пауза ровно на середине строки, она делит стихотворение на две части в каждой строке.



Звукопись.


Я вас любил: | любовь еще, быть может,

В душе моей | угасла не совсем;

Но пусть она | вас больше не тревожит;

Я не хоЧу | ПЕЧАЛИТЬ вас ниЧем.

Я вас любил | безмолвно, безнадежно,

То робостью, | то ревностью томим;

Я вас любил | так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог | любимой быть другим.


4 открытие: звукопись: звук [ч] усиливает эмоциональное воздействие ударного слова печалить.


По структуре стихотворение очень сложное, изощрённое, но читателю это незаметно.

По смыслу.


Беседа по вопросам.


  • О какой любви это стихотворение: о прошлой или настоящей?

Эта любовь осталась в прошлом, хотя в душе поэта она ещё жива, потому используются глаголы всех времён.

  • Зачем поэт повторяет слова «я вас любил» три раза?

Поэт повторяет слова «я вас любил» три раза, как заклинание. Это магия той любви, которая не пришла.

  • Есть ли в стихотворении образ любимой женщины?

В стихотворении нет образа любимой. Но через образ автора мы чувствуем, что она была прекрасна, потому что вдохновила поэта на такие стихи.



Образ автора.


  • Легко ли любить человека и благословить его на чувство другого?

У автора нет ревности, зависти. Поэт благодарен любимой за чувства, которые она в нём пробудила. Ему трудно отпустить любимую и благословить её на чувство другого, но он поступает так во имя её счастья, ведь его любовь безответная.

  • Имеет ли человек право на свободу чувств?

Человек имеет право на свободу чувств.

  • Свойственно ли автору благородство?

Автор – благородный человек.


Вывод: лирика А.С. Пушкина облагораживает человека, обогащает душу.



Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»


Запись в тетради по литературе вопросов для самостоятельной работы (с кратким обсуждением).


  • Кому посвящено стихотворение?

  • С кем сравнивает поэт возлюбленную?

  • Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите её этапы.

  • В чём смысл кольцевой композиции, повторов?


Сообщения учащихся по теме «Адресаты лирики А.С. Пушкина»

Выводы по уроку.

Домашнее задание: анализ стихотворения А.С. Пушкина.



Материал для учителя.


Адресаты лирики Пушкина


А.А. Оленина. «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Увы, язык любви болтливый…», «Ты и вы», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный…», «Её глаза», «Вы избалованы природой…».


М.Н. Раевская. «Редеет облаков летучая гряда…», «Погасло дневное светило…», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах Грузии…»


Амалия Ризнич. «Простишь ли мне…»


А.П. Керн. «Я помню чудное мгновенье…»


Е.К. Воронцова. «Ненастный день потух…», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…», «Всё в жертву памяти твоей…», «Талисман».


Ек.Н. Ушакова и Ел.Н. Ушакова. «В отдалении от вас…», «Ответ», «Когда, бывало, в старину…».


Н.Н. Гончарова. «Мадонна».





Список использованной литературы



  1. Пушкин А.С. Лирика. – М.: 1983

  2. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений. – М.: 1989.

  3. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л.: 1986


Свежие документы:  Конспект урока химии для 10 класса "Сложные эфиры. Получение и своиства"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: