Мастер-класс по теме: «Ко всяким тайнам есть ключи, и к тайнам текста тоже»


17.05.2014г.

Киселева Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №7» г.Петровска Саратовской области

Тема мастер-класса: «Ко всяким тайнам есть ключи, и к тайнам текста тоже»

Цель: формирование правильной читательской деятельности учащихся

Описание работы мастер-класса.

Новые условия, в которых оказалось современное общество, ставят нас, учителей, перед выбором: “натаскивать” детей на сдачу ЕГЭ и ГИА или все-таки учиться думать, рассуждать, анализировать, формировать свою точку зрения.

Этим важнейшим навыком дети, как правило, овладевают в начальной школе. Можно сказать, что младшие школьники учатся читать для того, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность учиться.

Чтение входит в один из видов речевой деятельности: в письменную речь. Как и любая деятельность, чтение невозможно без мотива, ясного понимания цели этой деятельности.

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.

Работу мастер-класса мы построим на анализе отрывка из замечательной книги С.В.Михалкова «Все начинается с детства»

Выделяют 3 этапа работы с текстом.

Внутри каждого этапа существует определённая последовательность “шагов”.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети рассматривают иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. Этап завершается постановкой цели. Детям предлагается прочитать текст и проверить предположения.

II этап. Работа с текстом во время чтения

— Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.

Первичное знакомство с текстом доверяем детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения.

Если текст сложный, допускается первичное чтение учителем.

После прочтения выясняем, совпали ли первоначальные предположения с содержанием.

— Повторное чтение текста.

Медленное “вдумчивое” повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

По ходу чтения задаем вопросы, уточняющего характера. Параллельно идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

— Интерпретация текста

Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.

Свежие документы:  Дидактическая игра «Собери цитату» по рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Определите тему текста ( с помощью ПОПС – технологии)

— Моя позиция (Я считаю, что…)

— Краткое обоснование (Потому, что…)

— Доказательства правильности моей позиции (Например:)

— Следствие – вывод (Поэтому…)

III этап. Работа с текстом после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (Прием З-Х-У)

Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время. (ПОЧЕМУ?) Сегодняшние подростки родились в послевоенные годы. Они не видели, как взрываются бомбы, не слышали сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это страшно потерять хлебные карточки. Им не приходилось бежать по снегу босиком к партизанам, спасаясь от фашистов. Это счастье, что наши дети избежали ужасов и тягот военного времени. Но плохо, что некоторые взрослые, испытавшие войну на себе и прошедшие сквозь нее, стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот сегодня, в мирное время. Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. (ЧТО ЭТО?)Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра. (КАКИМ ОБРАЗОМ?)

С. Михалков.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны бать однообразны по своей структуре и организации.

Использование опорных схем-конспектов

Цели и задачи:

      • дифференциация и индивидуализации обучения;

      • формирование образного и логического мышления;

      • воспитание интереса детей к слову;

      • формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями;

      • раскрытие самообучения и самовоспитания с учетом индивидуальных способностей ученика через создание комфортных условий для каждого;

      • учить детей мыслить.

Одна из важнейших задач ОСК — облегчить понимание новой информации и закрепить ее — легко решается благодаря тесному взаимодействию образной и словесно- логической памяти.

Основные приемы: прием «Телеграмма», З-Х-У, инсерт (Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

«Фишбоун»

Порядок работы с использованием «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1. В первом треугольнике, «голове», после обсуждения с классом учитель записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.
3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в «хвосте». При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.

Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы.
Использование схемы
 «Фишбоун» позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты.

Рефлексия мастер-класса

  1. Обведите левую руку

  2. Оставьте свое мнение о работе мастер-класса:

-большой палец: для меня было важно…

-указательный: по этому вопросу я получил(а) информацию о…

-средний: мне было трудно(не понравилось)

-безымянный: моя оценка, психологическая атмосфера

-мизинец: для меня было недостаточно…

Вывод: (видеоролик)Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

Использование данных технологий на уроках повышает мотивацию обучающихся, активизирует мыслительную деятельность, способствует достижению понимания текста на уровне смысла, а значит – увеличивает шанс сдачи экзаменов.





Свежие документы:  Реферат на тему "Давыдов Д. В"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: