Олимпиадные задания по литературе в 9 классе


Олимпиадные задания по литературе

учени__ 9 класса __ ________________________________________________

Задание 1.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы. ____________

б) Новелла и роман — жанры древнерусской литературы. ____________

в) Бытие — один из жанров древнерусской литературы. _____________

г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба — черты жанра, который называется ода. __________

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. ____________

е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении. __________

ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей — полилогом. _________

з) Сентиментализм — это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина. __________

и) Сентиментализм — это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина. ___________

к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными. ____________

л) произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать авантюрными. ______________


Задание 2.Проиллюстрируйте определения литературоведческих понятий примерами из известных вам произведений, указав название произведений и их авторов.

Афоризм – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Говорящая фамилия – художественный прием, заключающийся в характеристике персонажа при помощи наделения его именем или фамилией, смысл которых указывает на определенные качества характера.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рифмаповтор звуков, связывающих окончания двух или более строк (например, «розы – морозы», «поламя – память», «труде – везде» и др.)… По расположению в строках различают рифмы парные (смежные), перекрёстные и охватывающие .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпиграф – относительно короткий текст, помещаемый автором перед произведением или его частью и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста. Эпиграф обычно берется из какого-нибудь широко известного произведения, фольклора или афористики.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Герой какого произведения говорит «златое» слово и по какому поводу?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Какой русский ученый, поэт 18 века писал о себе: «Физика – мои упражнения; стихотворство – моя утеха»?

___________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Укажите автора и название произведения.

Свежие документы:  План сочинения М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

1. Унылая пора! Очей очарованье! 2. У врат обители святой

Приятна мне твоя прощальная краса- Стоял просящий подаянья

Люблю я пышное природы увяданье, Бедняк иссохший, чуть живой

В багрец и золото одетые леса, От глада, жажды и страданья.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, Куска лишь хлеба он просил,

И мглой волнистою покрыты небеса, И взор являл живую муку,

И редкий солнца луч, и первые морозы, И кто – то камень положил

И отдаленные седой зимы угрозы. В его протянутую руку.

___________________________________ ____________________________________

___________________________________ ____________________________________

3. Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты. ______________________________________________________________________________


Задание 6.

В списке персонажей произведений есть лишний. Найдите его. Определите произведения, в которых описаны эти герои.

СТАРОДУМ, СОФЬЯ, ВРАЛЬМАН, ЦЫФИРКИН, ДЕФОРЖ, ПРАВДИН.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их.

Взошла заря. Дыханием приятным

Сманила сон с моих она очей;

Из хижины за гостем благодатным

Я восходил на верх горы моей;

Жемчуг росы по травкам ароматным

Уже блистал младым огнем лучей,

И день взлетел, как гений светлокрылый!

И жизнью все живому сердцу было.

Я восходил; вдруг тихо закурился

Туманный дым в долине над рекой;

Густел, редел, тянулся и клубился,

И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,

Задернулась окрестность пеленой,

И, влажною пустыней окруженный,

Я в облаках исчез, уединенный…

Задание 8.

Перед вами характеристики литературных героинь, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику.

1.Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала. _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

2. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Свежие документы:  Б.Л.Пастернак и его роман «Доктор Живаго» 11 Класс

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore». __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________


































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: