Опорные схемы по биографии А.С.Пушкина, 6 класс


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Звонарёвка Марксовского района Саратовской области













Опорные схемы

по биографии А.С.Пушкина


Литература

6 класс

Учебник:

В.П.Полухина, В.Я.Коровина. Литература. М.: «Просвещение»2012г.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Дралина Надежда Валентиновна















МОУ-СОШ с. Звонаревка

2012 год

Перед подготовкой к уроку литературе меня всегда волновал вопрос: «Как построить урок, чтобы он был интересным, чтобы дети быстро запомнили материал». Чтобы вызвать мотивацию к процессу обучения, я решила заняться составлением опорных схем по литературе, используя не только определённые символы, но и фото. Схемы проиллюстрированы, используются разные цвета. После схемы сразу даётся теоретический материал. На мой взгляд, такие схемы активизируют деятельность учащихся , способствуют формированию умения использовать теоретический материал в практике. Схема по биографии А.С.Пушкина разделена на блоки – периоды жизни поэта. Такое изложение материала увеличивает объем изучаемого материала, но без перегрузки. Озвучивая схему, дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы. Систематическое, грамотно применяемые схемы способны придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность.

Цель моей работы:

  • освоение новых форм поиска и обработки информации;

  • активизация деятельности учащихся на уроках литературы;

  • сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся.





























А.С.Пушкин (1799-1837)

I

Москва- 26 мая

отец

Родители

.

Надежда Осиповна

Внучка «арапа Петра Великого»

Сергей Львович

«прекрасная креолка»

острослов

отставной майор

мать

старинный дворянский род

литература

Светская жизнь











































Родители мало занимались ребенком. Сергей Львович, отец поэта, мало думал о своем хозяйстве, о судьбе крепостных, о доме, о воспитании детей. Он был душой светского общества, любил сострить, блеснуть каламбуром, удивить общество изящным стихом. Отношения со старшим сыном были отчужденными, резко ухудшившимися во время Михайловской ссылки, когда Сергею Львовичу было предложено осуществлять официальный надзор за опальным поэтом. Впоследствии их отношения стали родственными и тёплыми. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.

Надежда Осиповна, мать поэта, была внучкой знаменитого Ганнибала, “арапа Петра Великого”, вывезенного некогда из северной Абиссинии.

Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение.

Красивая светская женщина была занята только собой. Постоянная неуравновешенность ее характера создавала в семье напряженную, нервную атмосферу.



























https://pushkinlife.narod.ru/HTM/parents.htm

https://images.yandex.ru/yandsearch Фото А. Пушкин

I

неуклюжий

одиночество

молчаливый

меланхоличныйый

рассеянный

Избалованный, любимый сын

Домашняя библиотека

Русский язык

Бабушка Мария Алексеевна

Французское воспитание

Няня Арина Родионовна

Сестра Ольга

Брат Лев

Царскосельский лицей

Детство

I.











  1. Французский язык – «француз»

  2. Театр – дядя Василий Львович

  3. Беседы о литературе

  4. Интерес к русской старине

  5. Западно-европейская культура











В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва. Он часто убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от ее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине. Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина Родионовна, когда то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей — женщина честная, преданнаяи очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. В доме все , а главное — гувернеры и гувернантки, объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. 
Александр вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. 
В возрасте 9 лет
 Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) перечитал чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Пушкина с родителями; его характер продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергичное сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом. Готовясь к поступлению в Царскосельский лицей, Пушкин жил у дяди Василия Львовича. Здесь же он впервые встретился с представителями петербургского света и литературы.


(https://www.biografii.ru/biogr_dop/pushkin_a_s/pushkin_a_s_2_1.php)

https://images.yandex.ru/yandsearch?p Фото





























Лицей

Университетское образование



I

Девиз: «Для пользы общей»

1811-1817

II.

Царскосельский лицей

И. Пущин

В. Кюхельбекер

А. Дельвиг

Илличевввский

Корсаков

Яковлев

Равны.

Состязание в остроумии.

  • Стихи.

Широко образованные

светские люди

Государственные деятели

  1. нравственные

  2. политические

  3. юридические

  4. словесность

  5. физика, математика…



науки





Любовь к свободе, ненависть к деспотизму, крепостному праву.

«И мы пришли. И встретил нас Куницын»: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека».





«Он создал нас, он воспитал наш пламень»

Пётр Яковлевич Чаадаев



1812 год: «Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас…»



  • Пушкин «Сверчок»

  • Жуковский «Светлана»

  • «Егаза Пушкин»



Литературный кружок «Арзамас»





«Лицейская республика»



«Друзья мои, прекрасен наш союз!»





Сложный путь рождения гениального поэта:

  • «Певец» — мечтательный, грустный поэт;

  • «Городок» — ленивый мудрец;

  • «Пирующие студенты» — беспечный, весёлый гуляка;

  • «Лицинию» — борец с рабством, тиранией







Экзамен: «Воспоминания в Царском Селе»

«Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил».

Александр Пушкин









ЛИЦЕЙ (1811-1817)

В 1811Г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович.

На лицей возлагали большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Лицеисты изучали нравственные, политические, юридические, словесные науки, математику, физику, занимались фехтованием , изучали танцы.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812г. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.

В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Внимание к исторической судьбе народа предопределило дальнейшее развитие творчества Пушкина как российского национального поэта.

Лицейский период — пора ученичества и поисков самостоятельного пути — запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812г, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. Пушкина волновали идеи Чаадаева и профессора нравственных наук А.П.Куницына, о котором он писал: «Он создал нас, он воспитал наш пламень». Эти два человека впервые заставили задуматься над положением дел в России. Пушкин рано осознал, что собственность на людей — несправедливое и постыдное право. А ведь оно лежит в основе всей государственной системы России, которую спасли во время наполеоновского нашествия именно крепостные люди. Сам поэт дорожил свободой и хотел такой же независимости для других людей.

Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной деятельности. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях всё чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество.

Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие личное достоинство. Таких обид он не прощал. Но если же был виноват сам или принял недоразумение за оскорбление, то всегда искренне раскаивался и делал это с такой подкупающей простотой и непринуждённостью, что нельзя было не поверить в чистоту его намерений и доброту его сердца.

Пушкин отличался в лицее весёлостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали честь и достоинства товарищей. Но шутки не оскорбляли и не причиняли вреда. Пушкин посещал литературный кружок «Арзамас», душой которого был Жуковский. Каждый член общества носил шутливое прозвище: у Пушкина – «Сверчок», Жуковского – «Светлана». Однажды Пушкин сам подписался под коллективным письмом к инспектору лицея: «Егаза Пушкин». В стихотворении «Мой портрет» поэт так охарактеризовал себя: «Сущий бес в проказах»

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Недаром впоследствии Пушкин отметил эту способность «прекрасного союза» — «срастался он под сенью муз». Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. И, конечно, не случайно, что именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815г. в присутствии знатных вельмож «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал поэт Державин. Пушкин прочёл стихотворение «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган. Впервые под этим стихотворением была поставлена подпись «Александр Пушкин».

(Материал из учебника Н.И.Громова «Русская литература» 1982 год) https://images.yandex.ru/yandsearch?p Фото

Свежие документы:  конспект урока по русскому языку "Правописание гласных в корнях с чередованием" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: