Открытый урок по развитию речи «В мире сказок»


Литовченко Марина Владимировна, учитель высшей категории.

ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Малышкина школа» — курсы подготовки к поступлению в школу

Открытый урок по развитию речи «В мире сказок»

Задачи через образовательные области:

Образовательная область
«Чтение художественной литературы»

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Социализация»

  • развитие игровой деятельности детей;

  • формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Образовательная область «Здоровье»

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Образовательная область «Познание»

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Коммуникация»

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Образовательная область
«Музыка»

  • приобщение к музыкальному искусству.

  • Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку «В мире сказок», сундук с заданиями, сказка «Репка», музыкальное сопровождение к физкультминутке.






























Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями:


Придумано кем-то

Просто и мудро-

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро, и солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.


2. Актуализация знаний, постановка проблемы.


-Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

— Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – выдумка. Сказка  это чудо! Сказка  это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.)

Тихо, тихо сядем рядом

Сказка, сказка входит в дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речкой пенной

Чутко дремлют лес и луг

Вдоль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой,

Это сказка нас торопит

И зовет всех за собой.

(Вдруг учитель находит сундучок с замком, но без ключа.)


Ребята, что это? (Сундучок_

— Но он закрыт. А Ключа я не вижу. Как же быть? Мне кажется мы уже в сказке.


3. Путешествие в сказку.


— Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку — в мир добра, чудес и волшебства.

— Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия?

— И, может быть, нам удастся найти ключ от заветного сундучка.

— Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать.

(Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).

-Ребята, а ещё в сказках есть волшебные слова и предлагаю поиграть в игру, которая так и называется:


4. Игра  «Волшебные слова».


Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:

По щучьему веленью, по моему хотенью (Емеля, «По щучьему веленью».)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели (Женя, «Цветик – семицветик».)

Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи (Царица, «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)

Крекс, фекс, пекс! (Буратино, «Золотой ключик, или приключения Буратино».)


-Молодцы, ребята!


5. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


6. Узнайте сказку.


-Мы продолжаем путешествовать по страницам сказок и сейчас, ребятки, «Узнайте сказку»


1.У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

«Гуси-лебеди»


2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)


3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

«Сестрица Аленушка

и братец Иванушка»


4. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в печали слёзы льёт.

(Федора)


5. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём

И светло в ночи, как днём.

(Жар – птица)


6. Круглолиц, без рук, без ног,
Он из сказки(Колобок)


7. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …


8. Он сиреневый такой.

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны.

Знают, любят малыши.

(Лунтик)


9.Постучится в нашу дверь

Необычный чудо-зверь.

Он в коричневой рубашке

Ушки-блюдца нараспашку.

(Чебурашка)


10. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)


7. Восстановление деформированных эпизодов сказки.


(На экране иллюстрации из сказки «Репка» расположены не по порядку.)


— Ребята, посмотрите всё ли верно на иллюстрации? А что же здесь не так. Давайте разбираться.

(Дети вспоминают сказку и пересказывают её)

— Ребята, у вас на партах картинки. К какому моменту сказки мы можем отнести эту картинку? (Конец сказки)

-Всё ли на картинке верно? (Нет, лишний сказочный герой-Буратино, он из другой сказки)

Он тоже радуется с нашими героями из сказки «Репка». А у вас такая же красивая картинка, как и у меня? (Нет, она не раскрашена)

— Давайте сделаем её поярче.

— Найдите шляпу деда и раскрасьте её коричневым карандашом. Раскрашиваем аккуратно, не выходя за пределы рисунка.

— Платок бабки раскрасьте красным карандашом.

-У внучки раскрасьте волосы жёлтым карандашом.

— А сейчас найдите самого маленького героя этой сказки и раскрасьте его в серый цвет.

— А сейчас возьмём зелёный карандаш и заштрихуем листья репки.

-Какие вы молодцы! Как красиво у вас получается! Ребята, а кто хочет, может раскрасить этот рисунок дома.


8. Появление Бабы-Яги.


(Раздаётся: -КХЕ! КХЕ!)

— Кто бы это мог быть? Кто так делает?


Ребята, а кто знает, что это за:

Бабушка в лесу живёт,

Травы — зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать …    

(В дверь влетает конверт)


(На слайде Баба-Яга)

— Что это? Похоже на письмо.

(В конверте: 1.Письмо от Бабы — Яги:Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я мимо пролетала и чудом услыхала, что у вас тут веселье, по сказкам гуляете и меня, старушку, не забываете. А у меня тоже для вас задания есть, 2 конверта с заданиями, на дне ключ от сундучка, но дети его не видят.)


— Но вижу вы устали. Так давайте отдохнём, вместе танцевать начнём.             


9. Физминутка

Музыкальная физминутка.


10. Задания от Бабы-Яги.


1 задание Бабы-Яги.

Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.


«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«По собачьему веленью»

«Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»


Все-то вы знаете, обо всем-то вы читаете, но следующее мое задание будет сложнейшим.

2 задание Бабы-Яги.

Загадки-обманки (загадки о сказочных героях).

1. С голубыми волосами

И огромными глазами.

Эта кукла-актриса,

И зовут ее (Мальвина)

2. Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок.

Этот грустный (Ослик)

3. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его (Карлсон)

4. Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок.

Его звали (Иван-царевич)

5. В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика (Шарик)

6. Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали (Колобок)


— Ой, ребятки – молодцы, все задания Бабы-Яги выполнили.

-Ребята, посмотрите а ведь здесь, в конверте, ключик есть. Что же можно открыть этим ключом? (Сундучок)

-Давайте попробуем!- Ура, получилось!

— Здесь письмо. Да это же письмо от Бабы-Яги:


В сказку мне пора опять, Меня будете вспоминать?

Буду в сказках снова жить

И добро и зло творить.

А по праздникам, ребятки,

Буду в гости приходить.

Без меня вы не скучайте

Про меня всегда читайте

И не верьте, я не злая

Я хорошая такая.

А для вас, мои дорогие, я оставила подарочки.

(В сундучке медальки)

11. Итог занятия.


-Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Ребята, трудно было? А что было труднее всего? А что понравилось?

Так чему нас учат сказки?

Сказка учит нас дружить,

Верным быть и честно жить

Пусть живут герои сказок в мире детском озорном

Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.

— Ребята, наше занятие подошло к концу. До новых встреч!



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: